Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее
время и ответим на все интересующие вопросы.
|
Запись на приём
|
При действии звукового стимула в акустическом центре ствола мозга (включающего слуховой и улитковый нерв и ядра ствола мозга) появляются определенные изменения электрической активности, что свидетельствует о восприятии данным органом звуковых сигналов. Эти импульсы при использовании системы специальных усилителей могут быть зарегистрированы с определенных точек поверхности головы ребенка.
Основным показанием к выполнению данного метода исследования является расстройство речи у детей, а патологией, которая может быть четко выявлена при данном исследовании – центральное слуховое расстройство, что может быть обусловлено поражением ядер в стволе головного мозга.
Принцип выполнения метода исследования АСВП
Для лучшего понимания принципа выполнения данного метода следует вспомнить анатомию слухового органа и путь обработки слуховых сигналов в центральной нервной системе.
Слуховой орган человека состоит из нескольких отделов:
- наружное ухо представлено собственно ушной раковиной и наружным слуховым проходом;
- барабанная перепонка (которая является границей между наружным и средним ухом) первой воспринимает колебания, возникающие от звуковой волны;
- среднее ухо представлено так называемыми «слуховыми косточками» – это стремечко, молоточек и наковальня, которые соединены суставами и передают в усиленном виде воспринятые барабанной перепонкой колебания на внутреннее ухо;
- внутреннее ухо представляет собой расположенный в височной кости лабиринт, часть которого относится к органу слуха – улитка, остальная часть представляет вестибулярный орган.
В улитке находится «кортиев орган», заполненный жидкостью с мембраной со специфическими волосковыми клетками – колебания со среднего уха передаются на жидкость, находящуюся в улитке и воспринимаются волосковыми клетками, в дальнейшем звуковой сигнал преобразуется в нервный импульс и передается по слуховому (преддверно-улитковому нерву) к ядрам, расположенным в стволе мозга, а затем на кору больших полушарий мозга, где происходит дальнейший анализ звуковой информации.
При выполнении данного метода исследования ребенку предъявляются звуковые стимулы и фиксируются ответы, возникающие в стволе мозга при приеме и передаче звукового сигнала, которые в последующем анализируются и позволяют выявить наличие и уровень нарушений.
Регистрация осуществляется с поверхности головы при помощи специальных датчиков. При проведении методики в ответ на стимул (в качестве него используют оптимально подобранный сигнал мощностью в 80–110 дБ от 15 до 100 стимулов в секунду) регистрируется кривая из нескольких пиков (до 7), которые возникают при прохождении информации через различные отделы слухового анализатора: первый пик – с улитки и улиткового нерва, второй – с ядра продолговатого мозга, третий – из ядер верхней оливы, четвертый – ядер латеральной петли, пятый – из четверохолмия, шестой – срединного коленчатого тела и седьмой – из слуховой лучистости.
Оценке могут подвергаться все или выборочные отделы – в клиническом центре педиатрии, неврологии и нейропсихологии «Наш Врач» при исследовании регистрируется и оценивается до 6 пиков.
При использовании данного метода в практике выявлялись специфические изменения (особенности электрофизиологического ответа, который отличается от нормального) у детей с расстройствами аутистического спектра, алалиями, задержками речевого развития, а также при различных других задержках, проявляющихся в трудностях обучения, однако основное расстройство, выявляемое данным методом – нарушение слухового восприятия – ЦСР (центральное слуховое расстройство).
Краткие особенности данной патологии с целью лучшего понимания необходимости и механизмов данного исследования:
- центральные слуховые расстройства возникают при поражении центральных отделов (ствол, некоторые отделы промежуточного мозга, мозолистое тело и кора головного мозга), в результате которого воспринимаемый и передаваемый звуковой сигнал при сохранности органа слуха не воспринимается и не анализируется на должном уровне в головном мозге;
- причиной патологии могут быть инфекции (самая частая причина – врожденная цитомегаловирусная инфекция), токсические поражения, кровоизлияния, опухоли, врожденные аномалии, в том числе генетические;
- дети с данным поражением могут нормально слышать, однако не способны к нормальной, полноценной обработке воспринимаемой информации, что проявляется в том, что они испытывают трудности в определении тонких перепадов между звуками, затруднено распознавание сложной информации, выражены трудности в восприятии звуковой информации в шумной обстановке, при восприятии музыкальных звуковых сигналов, полной потери слуха не возникает.
Подводя итоги, следует отметить, что данный метод диагностики имеет важное диагностическое значение у детей с вышеперечисленными нарушениями, для корректного подбора индивидуальной тактики ведения пациента.
Специалисты
Услуги
«Наш Врач» – клинический центр педиатрии, неврологии и реабилитации
Мы оказываем полный спектр медицинских и абилитационных услуг для лечения детей, в том числе профилактические, диагностические и лечебные мероприятия по многим направлениям.
Уникальность нашей клиники заключается в том, что в ней реализована идея комплексного предоставления услуг мультидисциплинарной командой профессионалов, деятельность которых направлена исключительно на достижение максимального результата.
Врачи для решения поставленной задачи применяют не только полученный опыт и знания, но и идут в ногу со временем, применяя инновационные подходы. Эффективно справиться с проблемой помогает комплексная программа реабилитации с индивидуальным подходом к каждому ребенку.
* Указанные на сайте цены не являются публичной офертой. Для уточнения стоимости услуг и записи на приём к врачу обращайтесь по телефону +7 (495) 151-10-20.