Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее
время и ответим на все интересующие вопросы.
|
Запись на приём
|
Как правило, этот диагноз ставит логопед в возрасте 8–8,5 лет (чаще всего дети обучаются во 2м классе) и квалифицируется как нарушение речевого развития.
Чтобы понять механизм образования этого дефекта, понять условия его устранения, рассмотрим несколько подробнее само понятие – речь.
Речь – это сложнейшая психическая функция, которая проходит несколько этапов развития прежде чем превратится в развёрнутую, т.е. в длинные и связанные предложения.
Выделяют экспрессивную речь, т.е. умение высказать свою мысль с помощью языка и импрессивную речь – процесс понимания речи, её восприятия, как устной, так и письменной. Помимо этого, выделяют внутреннюю речь, которая отличается свернутостью и недоступностью для наблюдения.
Устная речь как самостоятельная форма, имеет разные виды – монолог, диалог, перечисление.
Письменная речь может быть, как самостоятельной, так и под диктовку.
Если хоть в одной форме речи происходит малейшее нарушение в каком-либо подвиде речи, это отразится на всей речевой системе, т.е. страдает вся речь в целом – системный дефект.
Если говорить о том, какие функциональные отделы мозговой структуры наиболее страдают при дисграфиях, так это практически все височные, теменно-затылочные, лобные, в зависимости от вида дисграфии, больше или справа или слева.
В зависимости от того, какой функциональный участок головного мозга наиболее страдает, выделяют и несколько видов дисграфий:
1. Зрительно-пространственная дисграфия: этот вид дисграфии обуславливается преимущественным поражением слухо-речевых функциональных зон головного мозга справа и проявляется:
- плохой ориентировкой на бумаге. Дети обычно с трудом различают начало строки, не совсем понимают смысл «красная строка»,
- заменой прописных букв на печатные,
- склонны писать слово не по буквам, а по звучанию, т.е. по транскрипции,
- буквы имеют различную ширину и высоту, что почерк делает неприемлемым,
- многие буквы имеют перевернутый вид, т.е. зеркальное их изображение,
- в письме наблюдается устойчивость замены гласных букв.
2. Акустико-артикуляторная, которую часто называют фонематической. При таком виде дисграфии преимущественно страдают функциональные участки головного мозга – нижне-теменные, височные, больше слева. У ребёнка наблюдается недостаточная переработка слуховой информации, вследствие чего они заменяют одни звуки на другие, близкие по звучанию (глухие-звонкие: б-п, д-т, з-с и путают согласные: т-п, д-б, т-к).
3. Регуляторная дисграфия. Этот вид происходит от незрелости III блока – программирования и контроля своего поведения. При таком виде дисграфии, ребёнок слышит все звуки хорошо, не путает, как в предыдущих 2х видах, но от неумения контролировать свои эмоции, невозможности концентрироваться (внимательность): пропускает буквы, слоги, слова. Таким детям учительница часто говорит: «будь внимательнее». В тексте часто встречаются:
контаминации, т.е. два написанных слова без разделения. Например: всё ещё – всёещё. В тексте так же имеются так называемые антиципации, т.е. предвосхищение последующей буквы (пример: колхозные-холхозные; контаминации, т.е. повторы предыдущего в тексте слова, или предыдущего в слове слога). Помимо этого, дети знают хорошо правило орфографии, но при написании текста, совершают множество орфографических ошибок; часто нарушают границы слов в предложении, пишут местоимение и слово слитно, предлог и слово слитно; игнорируют написание заглавных букв в начале строчки, не ставят точек в конце предложения.Причины дисграфии: они могут носить как биологический характер, так и социальный.
1. Биологические факторы (патологии беременности и проблемы в родах, асфиксии и гипоксии плода, инфекции и т д);
2. Социальные факторы (чрезмерная нагрузка в школе, педагогическая запущенность, дефицит общения (с родителями, со сверстниками), неблагополучное окружение.
Как понять, что у ребёнка дисграфия:
- прислушаться к учителю, который первый сигнализирует о проблеме;
- у ребёнка нет проблем в школе, помимо русского языка (у него хорошая успеваемость по математике, присутствует положительная мотивация к учебе);
- нет дополнительных многочисленных кружков после занятий в школе;
- дополнительные занятия по русскому языку с репетитором, не принесли результатов или результаты слишком незначительны, а желание у ребёнка заниматься правописанием в школе вызывает болезненный негативизм;
- у мамы или у папы была диагностирована – дисграфия.
Что делать?
Даже десять самых рейтинговых репетиторов по русскому языку не смогут помочь ребёнку в той мере, как это может сделать нейропсихолог!
Более того, усиленные занятия с репетитором, могут привести к усугублению проблемы и к отсутствию желания учиться в целом.
Чем может помочь нейропсихолог?
Нейропсихологи, перед проведением коррекционной работы, направленной на устранение дефекта:
- выделяют преобладающее нарушение, устанавливают вид дисграфии;
- связывают его с соответствующим функциональным участком или блоком мозга, который недостаточно функционирует;
- необходимыми упражнениями восстанавливает работу страдающего участка мозга, как правило, это функциональные участки IIго блока, а в случае с регуляторной, возможно предстоит работа и с Iм и со IIм блоками.
Коррекция дисграфии должна быть регулярной (не менее 2–3х месяцев по 3 занятия в неделю), с обязательным включением особого режима дня. За частую интенсивность занятий приходится увеличивать.
В своём большинстве родители начинают бить тревогу не при первых жалобах учителя начальных классов, а как правило, к концу года, перед летними каникулами, когда учитель сообщает родителям о проблемах их детей на родительском собрании, родители игнорируют информацию и отправляют первоклассника на всё лето отдыхать, будучи уверенные в том, что за лето всё само исправится. Однако, уже к началу октября, проблема заявляет о себе вновь.
Поэтому! Если у вашего ребёнка проблемы с письмом, лучше эту проблему решать именно летом, сопровождая коррекционные занятия с отдыхом и частыми прогулками на свежем воздухе..
Специалисты
- 1
- 2
Услуги
«Наш Врач» – клинический центр педиатрии, неврологии и реабилитации
Мы оказываем полный спектр медицинских и абилитационных услуг для лечения детей, в том числе профилактические, диагностические и лечебные мероприятия по многим направлениям.
Уникальность нашей клиники заключается в том, что в ней реализована идея комплексного предоставления услуг мультидисциплинарной командой профессионалов, деятельность которых направлена исключительно на достижение максимального результата.
Врачи для решения поставленной задачи применяют не только полученный опыт и знания, но и идут в ногу со временем, применяя инновационные подходы. Эффективно справиться с проблемой помогает комплексная программа реабилитации с индивидуальным подходом к каждому ребенку.

* Указанные на сайте цены не являются публичной офертой. Для уточнения стоимости услуг и записи на приём к врачу обращайтесь по телефону +7 (495) 151-10-20.