Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее
время и ответим на все интересующие вопросы.
|
Запись на приём
|
Это с одной стороны обусловлено трудностями своевременной диагностики и терапии, с другой ростом числа детей, которым требуется подбор адекватных академических и социальных методов реабилитации.
Диагностический термин «умственная отсталость» (mental retardation), принятый Американской психиатрической ассоциацией (АПА) в 1961г, который являлся стигматизирующим и уничижительным, окончательно будет исключен из будущих международных классификаций и расстройств и заменится термином ограниченные интеллектуальные возможности (intellectual disability/ID/IDD). Это так же, согласуется с постепенным отказом от термина «умственная отсталость», медицинских и педагогических работников. В МКБ-11, будет использоваться термин «нарушение интеллектуального развития» (IDDS), который определяется, как «группа состояний развития, связанных со значительными нарушениями когнитивных функций, приводящих к ограничению обучения, адаптивного поведения и формирования социальных навыков». В настоящее время все ещё используются термины задержка психического развития (ЗПР), умственная отсталость, в то же время практически полностью ушли из клинического обихода термины слабоумие, идиотизм, олигофреноподобный дефект.
Важно отметить, что родители, которые обращаются за помощью к специалистам, в связи с проблемами у детей, в редких случаях беспокоятся за умственное развитие своего ребёнка. Конечно, если речь идёт о грубой задержки психического развития, здесь все понятно. Чаще, запросы родителей касаются в основном поведенческих проблем у ребёнка. Неусидчивость, агрессивность, негативизм, трудности общения со сверстниками. Эти проблемы становятся очевидны уже в дошкольном возрасте и могут скрывать имеющуюся задержку психического развития, вплоть до поступления в школу. И вот тут уже начинаются другие проблемы, оказывается, что ребёнок не усваивает программу, не внимателен, быстро устаёт, бьет других детей, не слушает учителя и т. д. Ситуация осложняется еще и тем, что для многих родителей термин задержка психического развития не несёт никакой угрозы и ассоциируется просто с банальной незрелостью. Достаточно того, что ребёнок прекрасно ориентируется в планшете, знает модели автомобилей и название планет. Конечно в целом ряде случаев ребёнок может быть просто одаренным, но как показывает практика и при отличной механической памяти, у ребёнка могут быть серьезные проблемы в психическом развитием в целом.
Одним словом родители часто недооценивают проблему, связанную с задержкой психического развития.
Ранняя диагностика очень важна, именно на первом году жизни, когда реабилитационные мероприятия оказываются максимально эффективными.
Причины формирования задержки психического развития
Причины, которые приводят к формированию задержки психического развития, разнообразны и условно могут быть разделены на три группы.
- Первая группа включает поражение центральной нервной системы (ЦНС) во время беременности или родов, в случае внутриутробной гипоксии, или инфекции, наконец после родов возможны заболевания ЦНС или травмы.
- Вторая группа причин, связана с генетическими заболеваниями, приводящими порою к достаточно глубоким расстройствам психического развития, к ним относятся синдром Дауна, синдром ломкой Х-хромосомы, и др.
- Третья группа, с которой довольно часто встречаются специалисты, педиатры, неврологи, психиатры, включает задержку развития в связи с психическими расстройствами. И здесь на первое место выходит аутизм, который в 75% случаев может сопровождаться задержкой психического развития той или иной степени выраженности.
Ранняя диагностика задержки психического развития
Как уже было сказано, критически важна ранняя диагностика ЗПР. Как показывают наблюдения уже на первом году жизни специалисты, педиатры, неврологи и родители могут заподозрить отклонения у ребёнка и начать своевременную терапию. На что важно обращать внимание родителям и специалистам и что необходимо предпринимать в случае подозрения на задержку развития. Во-первых младенцы, у которых в последствии диагностируется расстройство интеллектуального развития, не достигают вех развития в пределах ожидаемого возрастного диапазона, который характерен для их сверстниках. Например, умение сидеть, ползать или ходить, говорить или использовать связанную речь. В более старшем возрасте, отмечаются более существенные когнитивные задержки, такие как проблемы с кратковременной памятью, формированием понятий, пониманием социальных правил или способов решения проблем, использование логики или понимания причинно-следственных связей.
Памятка родителю! Если вы хоть немного сомневаетесь, что ваш ребёнок отстаёт по своему развитию от сверстников на первом году жизни, идите к специалистам! Доверяйте своей интуиции! Она у вас правильная! Если специалист, вам скажет, что все у вас хорошо, и что не приставайте к ребенку, усомнитесь в этом и узнайте мнение другого специалиста, а если понадобиться у ещё одного…
Итак, ещё раз внимательно наблюдаем за поведением ребенка на первом году, обращаем внимание на следующие тревожные «звоночки»:
- Смотрит ли на вас ребёнок, улыбается в ответ.
- Обращает внимание на предметы, которые находятся у вас в руках.
- Ориентируется ли в своём имени, понимает и использует жесты.
- Можно ли внимание ребёнка привлечь указательным жестом.
- Есть ли у него стереотипные повторяющиеся действия, например он раскачивается, крутит головой, вертит ручками, особенно кистями.
Надо сказать, что дети с ЗПР реже пользуются жестами, не всегда оборачиваются, когда их называют по имени, отстают в моторном развитии. Это не специфические признаки, который так же могут встречаться у детей с аутизмом (РАС). Следует помнить, что аутизм в 75% случаев сопровождается задержкой психического развития, однако ЗПР может быть и следствием других причин.
Очень важный момент. Ребёнок с аутизмом, практически не реагирует на социальные жесты (улыбка, голос другого человека, совместное внимание) и он, что называется «неудобен».
Что это значит? Иногда специалисты спрашивают у родителей, насколько ребёнок был для вас удобным на первом году? Чаще всего, имеется в виду эмоциональный отклик. Например, ребёнок плачет, и когда мама берет его на руки, если у него отсутствуют психические нарушения, затихает, он моделирует материнское тело, прижимается, т. е. «впускает» в себя заботу и тепло материнского тела. Мама то же успокаивается, ведь в этот момент она чувствует единение с ребенком, как бы сливается с ним. Ребёнок с РАС, чаще всего, не сразу успокаивается на руках, он извивается, выворачивается, мама устаёт, она не может успокоить своего малыша, он словно отталкивает ее от себя, «не впускает», что-то же очень сказывается на эмоциональном состоянии матери. Кстати, дети с ЗПР без признаков РАС в этом плане «теплее», отзывчивее чем дети с аутизмом, они больше улыбаются и в социальном плане доступнее, но у них на лицо отставание в моторном развитии и больше повторяющихся, стереотипных двигательных нарушений.
Это нюансы, но о них лучше помнить! Что нужно предпринять?
Вести родительский дневник наблюдений, записывать развитие ребёнка по месяцам, красным карандашом помечать моменты, которые вас настораживают. А ещё снимать на видео и отсылать вашему врачу, тому который обязательно их посмотрит.
Задержка психического развития у детей в возрасте от 3 до 6 лет
Теперь, что касается детей дошкольного возраста и начального школьного.
Как правило при легкой форме ЗПР у детей уже в возрасте от 3 до 6 лет могут отмечаться отставания во многих сферах психической деятельности (подражание, восприятие, внимание, тонкая и крупная моторика, исполнительные функции, зрительно-моторная координация, речь).
В анамнезе у таких детей можно выявить перенесенный манифестный психотический приступ в рамках расстройств аутистического спектра, органическое поражение ЦНС, реже синдромальную генетическую патологию, или их комбинацию, которые в той или иной степени приостанавливают психическое развитие ребёнка, особенно в сочетании с воздействием психогенных и экзогенных патогенных факторов (частые болезни, эмоциональный стресс – разлука с матерью, операции, смена привычного образа жизни и т. д).
Отставание в психическом развитии может составлять до 1–1,5 возрастных периода. Такие дети часто неусидчивы, их внимание рассеянное, они часто проявляют негативизм при выполнение заданий, например на подражание, особенно когда чувствуют, что не справляются.
Дети с лёгкой ЗПР могут испытывать интерес к картинкам, долго листать книги, им достаточно легко даются задание на подбор предмета по форме и цвету (вкладыши к рамкам доски Сегена).
Тонкая и крупная моторика у таких детей как правило сформирована не плохо, а вот зрительно-моторная координация страдает. Например, им сложно координировать деятельность правой и левой руки с визуальным контролем и речевой функцией одновременно. Так же им не просто даются задание на рисунок человека, который получается у них разрозненным.
Исполнительные функции, такие как способность манипулировать ментальными образами, смотреть в будущее на два шага вперёд, учиться на ошибках, способность вести внутренний диалог, регулировать своё эмоциональное состояние и отсрочивать желания, могут отставать в среднем на 0,5–1 возрастных периодов.
В то же время понимание речи как правило сформировано хорошо, а вот экспрессивная речь заметно отличается от речи типично развивающихся сверстников. Она нечёткая, с элементами эхолалии, временами смазанная, переходящая на шёпот. Часто страдает при этом логико-грамматическая составляющая речи. Следует так же сказать, что у детей этой группы часто выявляются психопатологические состояния, такие как оппозиционно – вызывающее поведение, синдром гиперактивности, тревожные расстройства, нарушения настроения.
Все эти особенности у детей с лёгкой степенью ЗПР, затрудняют социализацию детей в коллективе, и делают их неудобными для взрослых, в первую очередь учителей.
У детей со средней степенью выраженности ЗПР, как правило выявляются уже более серьезные нарушения различных сфер психической деятельности. Анамнестические сведения характеризуются различными осложнениями во время беременности и родов, а на первом году жизни, дети часто отстают в моторном, социальном и эмоциональном развитии. На втором году жизни, дети переносят манифестные психотические состояния на фоне резидуальной органики, с прогредиентный динамикой, сопровождающиеся позитивной (стереотипии) и негативной (отсутствии речи, социальная изоляция) симптоматикой. В данном случае речь может идти о тяжелых формах аутизма, который в 7% случаев может сочетаться с расстройствами шизофренического спектра, а так же генетических синдромах, пороках развития ЦНС. Отставание в психическом развитии может составлять до 2–2,5 возрастных периода.
Дети этой группы отстают в подражательной деятельности, как правило отмечается выраженный негативизм, дефицит внимания, быстрая истощаемость, дети убегают, выражают аффективные протестные реакции с агрессией на просьбу выполнить задания. Подражание простых инструкций (счёт, слова) крайне низкое, неточное, обучаемость не высока.
В сфере восприятия у детей превалирует примитивное слежение за движущимися объектами, например мыльными пузырями и отсутствует интерес к книгам, дети быстро пресыщаются, бросают книгу, проявляют негативную реакцию, что делает обучение таких детей так же затруднительным.
Есть сложности с тонкой моторикой, например, делать рисунки, лепить, в то же время крупная моторика, как правило сформирована неплохо. Стоит отметить, что у детей со средней степенью ЗПР выявляется и неврологическая симптоматика, сниженный мышечный тонус, например вялость кисти, что так же сказывается на выполнение произвольных движений.
Развитие зрительно-моторной координации у детей этой группы как правило значительно отстаёт, детям сложно выполнять многозадачные инструкции, связанные со способностью координировать руки, визуальный контроль, моторную координацию и речь. Дети быстро пресыщаются, отвлекаются, проявляют негативизм. В то же время проявляют интерес к раскладыванию букв в алфавитном лото, доскам Сегена и при наличие внешней поддержки, справляются с этими задачами.
Отставание исполнительных функций и речи характеризуется наибольший задержкой, на 2,5 возрастных периода. Дети практически не пользуются собственной речью, или речь носит эгоцентричный характер, часто эхо-фразы, цитирование услышанного («Будем читать по Машу и медведя»), дети не пользуются местоимениями, часто используют личные формы глаголов 2 и 3 лица («не будет открывать», «мальчик хочет кушать», «не хочешь»).
Речь при этом смазанная, невнятная или наоборот скандированная.
Эти две группы наиболее часто встречаются в практике специалистов и характеризуются диссоциативным дизонтогенезом, т. е. неравномерностью развития различных сфер психической деятельности, но при наличии своевременной реабилитационной программы, медикаментозной поддержки, внешнего тьютерства могут быть частично скомпенсированы, что бы обучаться в компенсаторных классах
У детей с тяжёлой степенью ЗПР отставание различных сфер психической деятельности достигает от 2,5 до 4 возрастных порядков, в среднем 3 возрастные периоды. Уже на первом году такие дети могут выглядеть отрешенными, они не реагируют на голос, не отслеживают предметы, не испытывают дискомфорта. У них могут наблюдаться повторяющиеся движения в кистях рук, раскачивание, навязчивые движения головой. Они отстают в моторном развитии, поздно переворачиваются, поздно начинают сидеть и ходить.
Отставание в довербальном развитии то же может быть очевидным, и как правило проявляется слабостью гуления и лепета. У таких детей выявляются тяжелые поражения ЦНС с неврологической симптоматикой (эпилепсия), генетическая патология, пороки развития мозга, глубокие инвалидизирующие формы аутизма (синдром Канера).
В некоторых случаях развитие до 1,5–2 лет может проходить нормально, после чего, без видимой причины, наступает регресс в развитии, утрачиваются приобретённые навыки, дети перестают реагировать на имя, появляются примитивные стереотипии протопатического уровня (взмахи кистями рук, манежный бег), дети облизывают обнюхиваются предметы, берут их в рот, отмечается остановка в речевом развитии. Такая ситуация возможно при регрессивно-кататоническом варианте аутизма, который, при отсутствие лечения характеризуется тяжёлой прогредиентный динамикой. Родители в этих случаях обращаются к специалистам, как правило в возрасте 3,5–4 лет, когда задержка уже становится очевидной.
Для группы детей с тяжёлой задержкой психического развития, характерно глубокой отставание и диссоциация в сфере подражания, исполнительных вербальных функций, экспрессивной речи. Относительно неплохо могут быть сформированы тонкая и крупная моторика.
В целом для детей с регрессивно-кататонической формой аутизма характерно нарастание негативной симптоматики, аутизации, бездеятельности, снижение энергетического потенциала, отсутствие побуждения к какой либо игровой деятельности, кроме стереотипного манипулирования с использованием протопатических форм деятельности (обнюхивание, облизывание, трясение перед глазами). Таких детей крайне трудно обучать, из-за выраженного дефицита внимания, негативизма, эпизодов двигательного возбуждения.
Лечение детей с ЗПР сложная и серьезная задача, которая требует комплексного и командного подхода. Необходима как медикаментозная, так и коррекционной работа с обязательным включением аппаратных методик, таких как транскраниальная магнитная стимуляция, транскраниальная микрополяризация. Важной частью является психообразовательная работа с родителями. Только при тесном сотрудничестве родителей с неврологами, педиатрами, психиатрами, дефектологами, нейропсихологами можно рассчитывать на успех в реабилитации детей с ЗПР. В клиническом центре педиатрии, неврологии и нейропсихологии Наш врач накоплен богатый опыт работы с детьми с ЗПР. Используется передовое современное оборудование.
Специалисты
- Онлайн консультации —
- Невролог —
- Алалия —
- Акалькулия, дискалькулия —
- Аутизм —
- Афазия —
- Гидроцефалия и повышенное внутричерепное давление —
- Головные боли —
- Дислексия —
- Задержка психического развития —
- Задержка речевого развития —
- Заикание —
- Логоневроз —
- Нарушения сна —
- Нейроинфекции —
- Общее недоразвитие речи (ОНР) —
- Расстройство аутистического спектра (РАС) —
- Синдром Аспергера или нарушение развития социального мозга —
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) —
- Субфебрилитеты у детей —
- Тики (тиковые гиперкинезы) —
- Вызов врача на дом —
- Эпилепсия —
- Церебрастения —
- Первичная профилактика нарушений ПР у детей раннего возраста
- Онлайн консультации —
- Психиатр —
- Задержка психического развития —
- Нарушения сна —
- Расстройство аутистического спектра (РАС) —
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) —
- Тики (тиковые гиперкинезы) —
- Психотерапевт —
- Вызов врача на дом —
- Первичная профилактика нарушений ПР у детей раннего возраста
- Акалькулия, дискалькулия —
- Дислексия —
- Задержка психического развития —
- Расстройство аутистического спектра (РАС) —
- Синдром Аспергера или нарушение развития социального мозга —
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) —
- Логопед-дефектолог —
- Отделение детей раннего возраста —
- Логопедическая диагностика —
- Занятия с логопедом —
- Занятия с логопедом-дефектологом —
- Логопедический массаж —
- Логоритмика —
- Сказкотерапия —
- Подготовка к школе
- Алалия —
- Акалькулия, дискалькулия —
- Аутизм —
- Афазия —
- Физиотерапевт —
- Дислексия —
- Задержка психического развития —
- Задержка речевого развития —
- Общее недоразвитие речи (ОНР) —
- Расстройство аутистического спектра (РАС) —
- Синдром Аспергера или нарушение развития социального мозга —
- Субфебрилитеты у детей —
- Церебрастения —
- Транскраниальная микрополяризация
- 1
- 2
Услуги
«Наш Врач» – клинический центр педиатрии, неврологии и реабилитации
Мы оказываем полный спектр медицинских и абилитационных услуг для лечения детей, в том числе профилактические, диагностические и лечебные мероприятия по многим направлениям.
Уникальность нашей клиники заключается в том, что в ней реализована идея комплексного предоставления услуг мультидисциплинарной командой профессионалов, деятельность которых направлена исключительно на достижение максимального результата.
Врачи для решения поставленной задачи применяют не только полученный опыт и знания, но и идут в ногу со временем, применяя инновационные подходы. Эффективно справиться с проблемой помогает комплексная программа реабилитации с индивидуальным подходом к каждому ребенку.
* Указанные на сайте цены не являются публичной офертой. Для уточнения стоимости услуг и записи на приём к врачу обращайтесь по телефону +7 (495) 151-10-20.