Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее
время и ответим на все интересующие вопросы.
|
Запись на приём
|
Головные боли и сходные состояния у детей в настоящее время приобретают все большую актуальность.
Болезни современности у детей с точки зрения невролога: Головные боли и «проблемы с вегетатикой».
Это обусловлено, с одной стороны, возрастающими требованиями к детям и подросткам со стороны современной обучающей системы, а с другой стороны, менее правильными подходами к психофизической гигиене детской и подростковой жизни.
Что имеется в виду? Система обучения за последние несколько десятилетий претерпела значительные изменения. В настоящее время мало получать знания в привычном старшим поколениям режиме офф-лайн, т. е. за школьной партой. Сейчас многие образовательные системы предполагают получение знаний посредством он-лайн технологий.
Плохо это или хорошо? Понятно, что нельзя не принимать в расчет общемировые тенденции в сфере получения информации и образования, но имеется и оборотная сторона медали. Оставим за скобками обсуждение полезности, нужности и добротности той информации, которую современные дети без ограничения черпают на просторах интернета — это тема других специалистов.
Современность вынуждает проводить больше времени перед электронными источниками информации , что безусловно увеличивает нагрузку не только на органы зрения, но и центральную нервную и опорно-двигательную системы . Значительно повышаются требования как к вниманию и усидчивости, так и к возможностям «переваривать» большие массивы информации, сохранять адекватную реакцию на социальные вызовы. Важной особенностью современных детей, помимо постоянного пребывания в избыточном информационном поле, является несбалансированность физических нагрузок.
Да, сейчас вроде бы много спортивных секций и фитнесс-центров, но важна не суммарная нагрузка на организм, скажем, в месяц, а оптимальное распределение нагрузок в течение всего периода жизни. Существует и общее снижение физического развития у немалой части современных детей — нормы ГТО советской школы и современные школьные нормативы, как говорится, сравните сами.
Все это, нерегулируемый информационный шквал и негармоничность развития — проблема и школ, и семьи. Одним словом, это большой и нерешенный вопрос.
В этой связи, заболевания, связанные с повышенными интеллектуальными, психоэмоциональными и неравномерными физическими нагрузками у детей, становятся все большей проблемой родителей и врачей.
Головные боли подразделяются на две большие группы: первичные и вторичные.
Среди первичных головных болей у детей чаще всего встречаются мигрени и головные боли напряжения.
- Первые из них, связаны с особенностями реактивности головного мозга и регуляции сосудистого тонуса.
- Вторые обусловлены перегрузками в системе мышц, локализующихся на поверхности черепа и близлежащих структурах. Сами по себе данные головные боли не смертельны, но значительно ухудшают качество жизни и возможности обучения.
К группе вторичных головных болей относятся головные боли, причиной которых является патология позвоночника, повышенное артериальное или внутричерепное давление, болезни скелетно-мышечной системы, стоматологические проблемы, заболевания ЛОР-органов. Надо помнить, что целый ряд тяжелых и угрожающих жизни заболеваний также могут сопровождаться вторичными головными болями (нейроинфекции, внутричерепные опухоли, кровоизлияния в полость черепа).
К хронизации головных болей (как первичных, так и вторичных) часто приводит нерациональное использование обезболивающих медикаментов. Да, при правильном использовании современные препараты безопасны и эффективны, но, когда начинается бесконтрольное использование таких лекарств, возникает серьёзное осложнение — абузусная головная боль. Это состояние, когда ранее помогавшие препараты перестают облегчать головную боль, а наоборот, усиливают, учащают и провоцируют ее.
Следующей частой проблемой детей и особенно подростков являются обмороки и разнообразные предобморочные состояния, сопровождающиеся как головными болями, так и слабостью, потливостью, потемнением в глазах, нарушением координации, тремором (дрожанием) рук или всего тела, бледностью или покраснением, чувством жара или тошноты, болями в области сердца, живота, суставов и т. д.
Эти симптомы чаще всего возникают в периоды интенсивного роста ребенка или в период гормональных перестроек (препубертат, пубертат). Такие состояния могут провоцироваться быстрым переходом в вертикальное положение (ребенок резко встал утром поле сна или ночью в туалет), пребыванием в жарких душных, шумных помещениях, длительным пребыванием в вертикальном, особенно неподвижном положении, непривычными вестибулярными перегрузками (качели, «американские горки», водные карусели) и даже чрезмерными эмоциями (как позитивными, так и негативными). В основе подробных состояний лежат не сформированные процессы регуляции сосудистого тонуса, неудовлетворительная тренированность сердечно-сосудистой и опорно-двигательной систем, а также психологический дискомфорт.
Если врачи исключили заболевания сердца (например, нарушения ритма и проводимости) и эндокринной патологии (например, нарушения углеводного обмена), то такие состояния, как правило, не опасны, за исключением тех травм, которые ребенок может получить во время неконтролируемого падения в момент обморока.
С целью диагностики форм головных болей и обморочных состояний врач может назначить ультразвуковое исследование сосудов головы и шеи, холтеровское мониторирование ЭКГ, суточное мониторирование артериального давления, ЭЭГ, при необходимости, вестибулярные исследования. По результатам обследований может быть назначена профилактическая медикаментозная терапия, как в случае с мигренью, но также ребенок может быть передан в руки ортопеда, кинезиотерапевта, врача ЛФК и физиотерапевта.
Пожалуй, самым важным аспектом лечения в подобных случаях является коррекция привычного жизненного стереотипа. Это может включать в себя изменение гастрономических пристрастий (например, при мигрени существует список запрещенных продуктов), изменение привычного режима сна и бодрствования, который у подростков редко бывает оптимальным (отход ко сну и пробуждение необходимо в одно и тоже время, несмотря на то, что в выходные или праздники хотелось бы лечь попозже, а встать чуть ли не к обеду).
Сюда же относится и повседневный двигательный стереотип: правильная поза сидения за письменным столом, исключение занятий в положении лежа с ноутбуком, правильное ношение школьного рюкзака, регулярность умеренных!, дозированных! общих физических нагрузок, плавания. Все это позволит снизить перегрузки мышц скальпа, шеи, плечевого пояса и позвоночника, убрать патологическую иннервацию с сосудисто-нервных сплетений шеи, минимизировать экзальтированные ваговазальные и солярные рефлексы, уменьшив тем самым симптомы, которые раньше назывались «вегетативно-сосудистой дистонией».
Родителям важно помнить, что заниматься самодиагностикой и самолечением вредно (про абузусную головную боль и другие неприятные заболевания было сказано выше). В клиническом центре педиатрии, неврологии и нейропсихологии Наш врач вы можете пройти необходимые обследования и получить консультацию и наблюдения невролога.
Специалисты
- Онлайн консультации —
- Невролог —
- Алалия —
- Акалькулия, дискалькулия —
- Аутизм —
- Афазия —
- Гидроцефалия и повышенное внутричерепное давление —
- Головные боли —
- Дислексия —
- Задержка психического развития —
- Задержка речевого развития —
- Заикание —
- Логоневроз —
- Нарушения сна —
- Нейроинфекции —
- Общее недоразвитие речи (ОНР) —
- Расстройство аутистического спектра (РАС) —
- Синдром Аспергера или нарушение развития социального мозга —
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) —
- Субфебрилитеты у детей —
- Тики (тиковые гиперкинезы) —
- Вызов врача на дом —
- Эпилепсия —
- Церебрастения —
- Первичная профилактика нарушений ПР у детей раннего возраста
- Онлайн консультации —
- Алалия —
- Акалькулия, дискалькулия —
- Аутизм —
- Афазия —
- Гидроцефалия и повышенное внутричерепное давление —
- Головные боли —
- Дислексия —
- Задержка речевого развития —
- Заикание —
- Логоневроз —
- Нарушения сна —
- Нейроинфекции —
- Общее недоразвитие речи (ОНР) —
- Расстройство аутистического спектра (РАС) —
- Синдром Аспергера или нарушение развития социального мозга —
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) —
- Субфебрилитеты у детей —
- Тики (тиковые гиперкинезы) —
- Эпилепсия —
- Церебрастения
Услуги
«Наш Врач» – клинический центр педиатрии, неврологии и реабилитации
Мы оказываем полный спектр медицинских и абилитационных услуг для лечения детей, в том числе профилактические, диагностические и лечебные мероприятия по многим направлениям.
Уникальность нашей клиники заключается в том, что в ней реализована идея комплексного предоставления услуг мультидисциплинарной командой профессионалов, деятельность которых направлена исключительно на достижение максимального результата.
Врачи для решения поставленной задачи применяют не только полученный опыт и знания, но и идут в ногу со временем, применяя инновационные подходы. Эффективно справиться с проблемой помогает комплексная программа реабилитации с индивидуальным подходом к каждому ребенку.
* Указанные на сайте цены не являются публичной офертой. Для уточнения стоимости услуг и записи на приём к врачу обращайтесь по телефону +7 (495) 151-10-20.