Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее
время и ответим на все интересующие вопросы.
|
Запись на приём
|
В нейропсихологии часто используется такой термин, как «парциальное недоразвитие», т.е. частичное. К парциальной задержке развития высших психических функций как правило относят ту симптоматику, которая мешает ребёнку заговорить, научиться писать, читать, хорошо учиться в начальной школе.
Столь частые спутники первоклассника, как дисграфия, дислексия, акалькулия – и являются той самой парциальной задержкой развития коры головного мозга. Те участки головного мозга, которые несколько отстают от остальных в развитии, приводят к так называемым расстройствам. Вид расстройства – наличие дисграфии, дислексии, нарушение счёта, определяется конкретным функциональным участком головного мозга.
Дислексия – один из видов парциального недоразвития головного мозга при котором ребёнок испытывает трудности в обучении чтению. Наиболее подвержены этому расстройству дети с подтверждённым общим недоразвитием речи – ОНР.
Речь – это сложнейшая, иерархически выстроенная психическая функция. Слово «иерархия» означает, что пока нижележащие отделы не сформируются в полной мере, выше надстраиваемые отделы психической функции не смогут образоваться, под которыми подразумевается: речь, письмо, счёт.
Согласно учению основоположника Российской нейропсихологии А. Р. Лурия, «любая высшая психическая функция является сложной системой, работа которой обеспечивается рядом взаимосвязанных мозговых зон».
В своей теории Лурия выделил в функциональной организации головного мозга три блока: I-й блок отвечает за регуляцию тонуса и бодрствования; II-й блок – за приём, хранение и переработку информации; III-й блок – программирования и контроля действий.
В процессе формирования умений – письма и чтения, участвуют все три блока. А так же А. Р. Лурия выделил компоненты функциональной системы, участвующие в процессе обучения письму:
- избирательная активация (т.е. в каждый момент времени активируются различные участки головного мозга),
- переработка зрительной информации (умение осознанно соотнести увиденный предмет с его названием или увиденную букву с её фонемой);
- переработка слухоречевой информации (умение правильно соотнести услышанный звук с буквой, обозначающей этот звук);
- переработка кинестетической информации (умение движением выразить звук);
- переработка зрительно-пространственной информации (ориентировка тела в пространстве);
- серийная организация движений, обслуживающих чтение (глаза двигательных и артикуляционных);
- программирование, регуляция и контроль операций чтения.
Чтение – это комплексный навык. Без сформированности вышеизложенных функций, этот процесс будет как минимум затруднён или невозможен. Согласно нарушению механизмов восприятия, выделяют следующие виды дислексий:
Фонематическую дислексию (парциальное отставание височного отдела больше левого полушария коры головного мозга). Проявляется ослабеванием фонематического восприятия. Ребёнок может слышать слово неверно, к примеру – слово «голос» как «колос», когда происходит замена сходных звуков. Иногда такой вид дислексии проявляется побуквенным чтением, т. е. ребёнок читает слово по буквам, к примеру м-а-м-а, но связать согласную с гласным, в слог «ма» – не может.
Семантическую дислексию (парциальное недоразвитие зоны ТРО). Как правило у детей резко снижен общий словарный запас слов; страдает симультанный анализ представлений или оценка пространственных и квазипространственных отношений. Ребёнок может не понимать многих грамматических конструкций: предлоги «на и под», не понимает слова с суффиксами «ца», т.е. не понимает слова «чернильница», может быть слабо доступно понимание слов в родительном падеже; так же возможно слабое понимание временных конструкций – «Перед завтраком я прочёл сказку»; непонимание пространственных конструкции – «солнце освещается Землёй»; «круг над крестом и круг под крестом» и многое иное. Такой вид дислексии проявляется часто тем, что ребёнок может читать, но не понимает смысла текста, не может его пересказать, а так же часто сопряжено с проявляющейся акалькулией.
Аграмматическую дислексию – нарушается прочтение окончаний существительных и прилагательных, неправильное написание форм и времен глаголов и др. В речи ребёнка при общении так же прослеживаются аграмматизмы.
Мнестическую дислексию – наблюдаются нарушения речевой памяти.
Оптическую дислексию – не сформированы зрительно-пространственные представления.
При данном виде дислексии, ребёнок путается в буквах при написании их и чтении, смешивает буквы и заменяет одни – другими, которые похожи графически. К оптической дислексии относятся также случаи зеркального чтения, когда ребёнок читает справа налево.
Тактильную дислексию – у слабовидящих (вследствие нечеткости тактильного восприятия у слабовидящих).
Диагностика дислексии
- диагностировать расстройство может логопед на основании анализа устной и письменной речи, скорости чтения, понимании текста и умении пересказать текст.
- диагностика дислексии нейропсихологом – является важной частью обследования. Нейропсихолог определяет степень сформированности зрительно-пространственных и оптико-пространственных функций.
- при выявлении дислексии, обязательным является консультирование у невролога с дальнейшим проведением ЭЭГ.
Коррекция дислексии
Необходимо помнить, что ни один из видов нарушений, не корректируется за неделю или за месяц, поскольку психическая функция формируется несколько лет и чтобы коррекционная работа повлияла на исправление работы психической функции, необходимо также время. Коррекционная работа должна иметь длительный и систематический характер. Особенность и специфичность упражнений будут зависеть от вида дислексии. Наиболее эффективна коррекция в комплексных занятиях с логопедом и нейропсихологом.
В клиническом центре педиатрии, неврологии и нейропсихологии Наш врач вы можете пройти коррекционные индивидуальные и занятия в мини-группах с логопедом и нейропсихологом.
Специалисты
- Онлайн консультации —
- Невролог —
- Алалия —
- Акалькулия, дискалькулия —
- Аутизм —
- Афазия —
- Гидроцефалия и повышенное внутричерепное давление —
- Головные боли —
- Дислексия —
- Задержка психического развития —
- Задержка речевого развития —
- Заикание —
- Логоневроз —
- Нарушения сна —
- Нейроинфекции —
- Общее недоразвитие речи (ОНР) —
- Расстройство аутистического спектра (РАС) —
- Синдром Аспергера или нарушение развития социального мозга —
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) —
- Субфебрилитеты у детей —
- Тики (тиковые гиперкинезы) —
- Вызов врача на дом —
- Эпилепсия —
- Церебрастения —
- Первичная профилактика нарушений ПР у детей раннего возраста
- Онлайн консультации —
- Алалия —
- Акалькулия, дискалькулия —
- Аутизм —
- Афазия —
- Гидроцефалия и повышенное внутричерепное давление —
- Головные боли —
- Дислексия —
- Задержка речевого развития —
- Заикание —
- Логоневроз —
- Нарушения сна —
- Нейроинфекции —
- Общее недоразвитие речи (ОНР) —
- Расстройство аутистического спектра (РАС) —
- Синдром Аспергера или нарушение развития социального мозга —
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) —
- Субфебрилитеты у детей —
- Тики (тиковые гиперкинезы) —
- Эпилепсия —
- Церебрастения
- Акалькулия, дискалькулия —
- Дислексия —
- Заикание —
- Логоневроз —
- Нейроинфекции —
- Расстройство аутистического спектра (РАС) —
- Синдром Аспергера или нарушение развития социального мозга —
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) —
- Логопед-дефектолог —
- Отделение детей раннего возраста —
- Первичная профилактика нарушений ПР у детей раннего возраста —
- Логопедическая диагностика —
- Занятия с логопедом —
- Занятия с логопедом-дефектологом —
- Логопедический массаж —
- Логоритмика —
- Сказкотерапия —
- Подготовка к школе
- Акалькулия, дискалькулия —
- Дислексия —
- Задержка психического развития —
- Расстройство аутистического спектра (РАС) —
- Синдром Аспергера или нарушение развития социального мозга —
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) —
- Логопед-дефектолог —
- Отделение детей раннего возраста —
- Логопедическая диагностика —
- Занятия с логопедом —
- Занятия с логопедом-дефектологом —
- Логопедический массаж —
- Логоритмика —
- Сказкотерапия —
- Подготовка к школе
- Алалия —
- Акалькулия, дискалькулия —
- Аутизм —
- Афазия —
- Физиотерапевт —
- Дислексия —
- Задержка психического развития —
- Задержка речевого развития —
- Общее недоразвитие речи (ОНР) —
- Расстройство аутистического спектра (РАС) —
- Синдром Аспергера или нарушение развития социального мозга —
- Субфебрилитеты у детей —
- Церебрастения —
- Транскраниальная микрополяризация
- Акалькулия, дискалькулия —
- Дислексия —
- Задержка психического развития —
- Заикание —
- Логоневроз —
- Нейроинфекции —
- Расстройство аутистического спектра (РАС) —
- Синдром Аспергера или нарушение развития социального мозга —
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) —
- Логопед-дефектолог —
- Отделение детей раннего возраста —
- Первичная профилактика нарушений ПР у детей раннего возраста —
- Логопедическая диагностика —
- Занятия с логопедом —
- Занятия с логопедом-дефектологом —
- Логопедический массаж —
- Логоритмика —
- Сказкотерапия —
- Подготовка к школе
Услуги
«Наш Врач» – клинический центр педиатрии, неврологии и реабилитации
Мы оказываем полный спектр медицинских и абилитационных услуг для лечения детей, в том числе профилактические, диагностические и лечебные мероприятия по многим направлениям.
Уникальность нашей клиники заключается в том, что в ней реализована идея комплексного предоставления услуг мультидисциплинарной командой профессионалов, деятельность которых направлена исключительно на достижение максимального результата.
Врачи для решения поставленной задачи применяют не только полученный опыт и знания, но и идут в ногу со временем, применяя инновационные подходы. Эффективно справиться с проблемой помогает комплексная программа реабилитации с индивидуальным подходом к каждому ребенку.
* Указанные на сайте цены не являются публичной офертой. Для уточнения стоимости услуг и записи на приём к врачу обращайтесь по телефону +7 (495) 151-10-20.