Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее
время и ответим на все интересующие вопросы.
|
Запись на приём
|
В целом, специфические расстройства речи в детском возрасте широко распространены, значительно чаще встречаются у мальчиков.
К факторам риска развития речевых нарушений, в том числе и афазий, относят наследственную отягощенность, ранний или поздний возраст матери на момент беременности и многодетность (риск возникновения речевых нарушений повышается с увеличением количества предшествующих родов), гипоксически-ишемические нарушения в результате патологических изменений в сосудистом русле в перинатальном периоде, и некоторые другие.
При описании собственно причин развития афазий стоит отметить основной механизм – это поражение участка мозга (чаще всего – левого полушария), возникшее в результате различных этиологических факторов – травма, сосудистые катастрофы (кровоизлияние или ишемия), опухоль, инфекция, оперативные вмешательства. Важно, что при афазии не отмечается какой-либо патологии со стороны слуха – дети слышат речь, не нарушается собственно способность говорить – нет поражения артикуляционного аппарата.
Существуют различные классификации афазии, при этом базовой для понимания является следующая: афазии разделяют на экспрессивные и сенсорные – первая группа включает такие нарушения, когда ребенок слышит и понимает устную речь, но у него отмечаются затруднения при формировании собственной (не может произнести слова, путает слоги, не может сформулировать сложные или даже простые фразы), вторая – расстройства, при которых нарушено понимание речи при способности формирования собственной (ребенок может произносить слова, но не способен понять, проанализировать обращенную речь, порой не понимает смысл собственной).
Возможно также сочетание поражений - «тотальная афазия» характеризуется неспособностью как говорить, так и понимать речь, другие варианты характеризуются «локальным» поражением различных отделов мозга и, следовательно, избирательным выпадением какой-либо функции, что протекает с различными симптомами.
В детском возрасте встречаются следующие 5 видов афазий:
-
афферентно- и эфферентная моторные,
-
сенсорная (или акустически-гностическая),
-
амнестическая
-
динамическая.
Эфферентная моторная афазия (также можно часто встретить название – Афазия Брока) характеризуется поражением коры левого полушария, клинически проявляется тем, что ребенок с данным видом нарушения способен говорить, но у него будет отмечаться речь с характерным «телеграфным» стилем – замедленная, короткими предложениями, он будет путать слоги, замещая их созвучными, подбирать синонимы словам, которые не может назвать, отчего речь станет косноязычной, характерны ошибки в падежах, временах, но при этом в сказанном будет сохранен смысл.
Афферентная моторная афазия характеризуется поражением теменной и задне-центральной зоны головного мозга и ведущим нарушением выступает затруднение в произношении звуков. Данное нарушение возникает из-за того, что страдает обратный импульс от органов артикуляции (произношения), поэтому становится невозможна тонкая обработка речи за счет двигательного компонента: в тяжелых случаях ребенок становится не способен произносить какие-либо членораздельные звуки, его речь становится абсолютно непонятной, в легких случаях отмечаются лишь близкие замены звуков, но речь сохраняется на достаточно «понятном» для окружающих уровне (дополнительными признаками именно данного нарушения являются такие особенности, как неспособность выполнить простые действия, связанные с артикуляцией – надуть щеки, облизать губы).
Динамическая афазия возникает также в результате наличия патологического очага в коре левого полушария, проявляется тем, что ребенок способен использовать в своей речи существительные в неизмененном виде, другие части речи практически не употребляются, он не может построить фразу, тем более длинное предложение, изъясняться способен лишь кратко, шаблонно – невозможно построение внутренней речи и ее воспроизведение в результате недоступности грамматических конструкций. В тяжелых случаях дети отвечают на обращенную речь односложно, в своей речи лишь повторяют слова вопроса или вообще не отвечают.
Сенсорная афазия или «Афазия Вернике» также называется акустико-гностическая, и характеризуется тем, что ребенок теряет способность понимать, различать слова, при этом способен их произносить – ему недоступно различение звуков, понимание смысла услышанного и произнесенного, отчего его речь становится практически неинформативной, при этом часто грамматически остается верной. Говоря даже много и часто правильно, речь пациента с сенсорной афазией не несет смысловой нагрузки, потому что слова могут быть использованы в случайном порядке, он не воспринимает даже простых вопросов и ему недоступно понимание того, что его речь нарушена, что часто сопровождается раздражением, возбуждением вплоть до развития психотических состояний – дополнительный критерий диагностики именно этого типа.
Амнестическая афазия, как следует из названия, характеризуется тем, что пациент не может назвать слово по причине того, что не может вспомнить его – например, он может описать, для чего нужен демонстрируемый предмет, может показать жестами, что он делает – ребенок понимает, что это, но назвать данный предмет не может, поэтому также может использовать похожие слова или заменять в правильном слове буквы – получаются парафазии. Помимо описанных проявлений часто афазиям сопутствуют нарушения письма, чтения.
Диагностика афазий помимо выявления основных клинических симптомов, описанных выше, включает следующие этапы обследования: прием врача-невролога с полноценным неврологическим обследованием, логопедическое обследование, консультация психолога с проведением методик (патопсихологическое, экспериментально-психологическое исследование, некоторые специализированные методики) для выявления нарушений когнитивных функций, их выраженность и особенности, что поможет в диагностике, нейропсихологическое обследование (оцениваются экспрессивная и импрессивная речь ребенка, например – понимание речи в диалоге, понимание слов, понимание сложных конструкций в предложениях, понимание пространственных, временных отношений; называние необходимых в методиках слов, произвольная и повторная речь и другие), необходимы консультации специалистов – психиатра, сурдолога, инструментальные методы обследования – ЭЭГ, МРТ.
Дифференциальный диагноз следует проводить с различными психическими расстройствами: как один из симптомов схожая симптоматика может наблюдаться при аутизме, шизофрении, органическом расстройстве личности, умственной отсталости, и некоторых других. Отдельно выделяют афазию, которая возникает при эпилепсии, ее название - синдром Ландау-Клеффнера, при этом причиной возникновения данного симптома речевых нарушений является наличие эпилептиформного очага, выявляющегося при проведении ЭЭГ, что также будет сопровождаться эпилептическими судорогами или эквивалентами таких приступов.
Лечение необходимо проводить своевременно, чем раньше будет начата комплексная терапия, тем выше вероятность ее эффективности. Следует выделить следующие имеющиеся методы терапии данной патологии:
- немедикаментозная, включает занятия с логопедом или логопедом-дефектологом для преодоления трудностей в понимании речи и собственно нарушениях речи, с психологом для формирования мотивации к преодолению имеющихся нарушений, коррекции поведенческих расстройств, для чего используются различные игровые методики
В клинике НАШ ВРАЧ широко применяется транскраниальная микрополяризация – данный инструментальные метод позволяет потенцировать развитие незрелых элементов в коре и формирование новых путей передачи, что особенно важно в детском возрасте;
- медикаментозная терапия при данной патологии в комплексной терапии улучшает результаты лечения: могут использоваться ноотропные препараты, которые улучшают питание головного мозга.
Специалисты
- Онлайн консультации —
- Невролог —
- Алалия —
- Акалькулия, дискалькулия —
- Аутизм —
- Афазия —
- Гидроцефалия и повышенное внутричерепное давление —
- Головные боли —
- Дислексия —
- Задержка психического развития —
- Задержка речевого развития —
- Заикание —
- Логоневроз —
- Нарушения сна —
- Нейроинфекции —
- Общее недоразвитие речи (ОНР) —
- Расстройство аутистического спектра (РАС) —
- Синдром Аспергера или нарушение развития социального мозга —
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) —
- Субфебрилитеты у детей —
- Тики (тиковые гиперкинезы) —
- Вызов врача на дом —
- Эпилепсия —
- Церебрастения —
- Первичная профилактика нарушений ПР у детей раннего возраста
- Онлайн консультации —
- Алалия —
- Акалькулия, дискалькулия —
- Аутизм —
- Афазия —
- Гидроцефалия и повышенное внутричерепное давление —
- Головные боли —
- Дислексия —
- Задержка речевого развития —
- Заикание —
- Логоневроз —
- Нарушения сна —
- Нейроинфекции —
- Общее недоразвитие речи (ОНР) —
- Расстройство аутистического спектра (РАС) —
- Синдром Аспергера или нарушение развития социального мозга —
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) —
- Субфебрилитеты у детей —
- Тики (тиковые гиперкинезы) —
- Эпилепсия —
- Церебрастения
- Алалия —
- Акалькулия, дискалькулия —
- Аутизм —
- Афазия —
- Физиотерапевт —
- Дислексия —
- Задержка психического развития —
- Задержка речевого развития —
- Общее недоразвитие речи (ОНР) —
- Расстройство аутистического спектра (РАС) —
- Синдром Аспергера или нарушение развития социального мозга —
- Субфебрилитеты у детей —
- Церебрастения —
- Транскраниальная микрополяризация
Услуги
«Наш Врач» – клинический центр педиатрии, неврологии и реабилитации
Мы оказываем полный спектр медицинских и абилитационных услуг для лечения детей, в том числе профилактические, диагностические и лечебные мероприятия по многим направлениям.
Уникальность нашей клиники заключается в том, что в ней реализована идея комплексного предоставления услуг мультидисциплинарной командой профессионалов, деятельность которых направлена исключительно на достижение максимального результата.
Врачи для решения поставленной задачи применяют не только полученный опыт и знания, но и идут в ногу со временем, применяя инновационные подходы. Эффективно справиться с проблемой помогает комплексная программа реабилитации с индивидуальным подходом к каждому ребенку.
* Указанные на сайте цены не являются публичной офертой. Для уточнения стоимости услуг и записи на приём к врачу обращайтесь по телефону +7 (495) 151-10-20.