В настоящее время СДВГ является расстройством детского и подросткового возраста, о котором говорят так же часто, как например, об аутизме, поведенческих или эмоциональных нарушениях.
Семей, которые воспитывают детей с этим синдромом, довольно много и когда они приходят на прием к психотерапевту, сразу возникает вопрос: Как можно помочь? Следует, однако отметить, что родители, которые рассказывают историю своего гиперактивного дошкольника или подростка, зачастую перечисляют особенности, которые свойственны, просто активным, шумным и громким детям.
Например, «он неусидчив», «суетлив», «у него шило в одном месте», «постоянно отвлекается», «не зрелый» и т.д.
При этом обязательно у каждого такого ребенка, есть небольшая история агрессивности: бьет детей, не умеет дружить, всегда находится в эпицентре конфликта и т.д.
Однако при более пристальном взгляде, это оказывается всего лишь повышенная активность ребенка (так называемый темперамент) или импульсивность, но никак не агрессивность.
Так, где же заканчивается темперамент и начинается СДВГ?
Это очень важный и сложный вопрос. Важный потому что, от того как мы на него посмотрим, зависит наше лечение, а сложный потому что не всегда с первого раза можно увидеть истину.
Дети с СДВГ по-иному смотрят на мир, у них другая нейробиология или говоря простым языком мозг устроен иначе чем у типичного ребенка.
Нейронные связи функционируют не так как обычно и это проявляется в особенностях поведения, эмоциональной сфере, социальной адаптации, уже с рождения.
Итак, в чем эти особенности?
В нейропсихологии существуют важные понятия, такие как исполнительные функции, мотивация и внимание.
Исполнительные функции, это наша способность организовывать наш день, планировать мероприятия, иметь представление о времени, а также о зонах комфорта и ответственности. Уже дошкольники понимают, что для того что бы успеть в садик, нужно вовремя встать, умыться, позавтракать и отправиться в путь. У детей с СДВГ с этим есть большие сложности. Им сложно организовать свой день, время у них растянуто, а организация пространства отсутствует. Проснувшись утром с трудом, они не имеют четкого представления о времени, их вещи хаотично разбросаны, тетради с домашним заданием валяются вместе с компьютерными играми под столом, а сплющенные носки на столе с недоеденной пищей.
Собраться в школу или даже в детский сад им крайне сложно, поэтому такие дети всегда нарываются на конфликт со своими родителями.
Они не мотивированы заниматься скучными, монотонными занятиями, каковыми являются например уроки. Они хотят быстрейшего получения удовольствия от максимально стимулирующих видов деятельности, каковыми являются, например компьютерные игры.
В чем дело? – спросите вы.
А дело в дофамине, гормоне удовольствия, который присутствует в нашей крови и стимулирует центр удовольствия в мозге, его отсутствие вызывает скуку и раздражение.
Обычные дети не так зависят от этого гормона, а вот дети с СДВГ буквально «кайфуют» от него и поэтому хотят заниматься только той деятельностью, которая им нравится.
Попробуйте оторвать свое подростковое чадо от компьютерной игры и позвать к ужину – вы получите хорошую дозу сквернословия, хлопанье дверьми, а возможно в вас полетит что то тяжелое…
Внимание у гиперактивных рассеянное, не устойчивое. Дойти до кухни, не задержав свой взгляд на каком-либо постороннем предмете или событии, просто невозможно.
Сидя за столом и делая уроки, они отвлекаются на малейший шум за окном и далее приступить к продолжению выполнения задания уже не просто. Однако важно понимать, что есть дети просто несколько замедленные.
Как сказала мне одна мама: «Моя 7летняя дочь очень медлительная и нерасторопная и вечно витает в облаках!» На приеме при ближайшем рассмотрении ребенка, я увидел, что это просто очень вдумчивый ребенок.
К счастью, многие педагоги в школе понимают эти особенности и ищут подход к таким детям. Но, увы не всегда… Иногда легче просто присвоить звание «гиперактивного» или «витающего в облаках».
Всегда ли такой дефицит внимания сопровождается гиперактивностью?
Нет не всегда. Может присутствовать гиперактивность, а может мы ее как таковую не увидим. Гиперактивность вследствие СДВГ и гиперактивность вследствие темперамента, две разные гиперактивности.
Первая обусловлена желанием побыстрее бросить все и начать делать то, что тебе нравится, а дети в высоким темпераментом, просто нуждаются в двигательной активности. Это их среда обитания.
Важно так же понимать, что СДВГ редко встречается изолированно, зачастую он сопровождается расстройством настроения, тревожностью и поведенческими нарушениями.
Последние все чаще и чаще являются причиной обращения родителей к специалистам. Опять таки, агрессивность не всегда является спутником СДВГ, часто это импульсивность и несдержанность. На вопрос о том: «Зачем ты ударил мальчика?» Вы получите приблизительно такой ответ: «Я же не виноват, что его лицо оказалось так близко к моему кулаку…». Да этим детям сложно признать свою вину. В последнее время в литературе все чаще и чаще обсуждается возможность связи СДВГ с расстройствами личности, например с антисоциальным расстройством личности. К сожалению такая связь есть. Почему это происходит, точнее почему некоторые дети с СДВГ успешны в жизни, а другие избирают асоциальный маршрут, сказать трудно. Возможно, здесь играют роль сразу несколько факторов, нейробиологическая предрасположенность, генетика и конечно воспитание. Кто болеет чаще мальчики или девочки? По статистике мальчики, но клиническая практика говорит, что и у девочек СДВГ не такая уж редкость, видимо он протекает не так отчетливо как у мальчиков. В чем сильные стороны детей с СДВГ? Это очень яркие дети, порою одаренные, они часто стремятся занимать лидирующее положение в своем социуме. Это важно знать при составлении терапевтического проекта.
Как помочь?
Важно понять, что помощь дошкольнику, школьнику или подростку с дефицитом исполнительных функций, мотивации и внимания долгий процесс, который требует со стороны родителей выдержки и не торопливых решений.
Первым делом необходимо верифицировать диагноз СДВГ, отличить его от других состояний(напр., особенностей темперамента и т.д). Так же следует уточнить, не сопровождается ли СДВГ другими психопатологическими состояниями, например тревогой, нарушением настроения, поведенческими расстройствами. Такую диагностику может провести только детский психиатр, нейропсихолог.
В ситуации сочетанной патологии (СДВГ + расстройство настроения) необходимо прибегнуть к медикаментозной поддержки. Это облегчит страдание ребенка и снизит стрессовую ситуацию в семье.
Однако так же следует понимать, что лекарства не являются ведущими в помощи детей с СДВГ. Необходима комплексная психокоррекционная и психотерапевтическая помощь, командная работа с участием родителей. Ребенок с СДВГ, каждый свой день начинает с выживания, он сражается со своими проблемами, часто капитулирует и ему просто необходимы союзники.
Первое, что необходимо сделать, это создать структуру, предсказуемое пространство и время, а также режим.
Практика семей, воспитывающих детей с СДВГ, показывает, что в этой ситуации хорошо работают визуальные графики и расписания. Они дают ребенку возможность ориентироваться на визуальные опоры. Концепция времени, как уже говорилось, у детей с дефицитом исполнительных функций не сформировано. Оно тянется бесконечно. С ребенком следует разговаривать о времени, полезно например, прежде чем он сядет за уроки, разобрать с ним, сколько по его мнению он собирается затратить времени на выполнение того или иного задания. Например, на выполнение легких заданий может быть затрачено 15-20 минут, те, что посложнее 30-35 мин. Стараться следовать намеченному плану. Визуальные подсказки должны всегда находиться пред глазами ребенка. В зависимости от возраста ребенка, они могут быть красочно оформлены, например у дошкольника с картинками, в случае школьника, они могут иметь вид, часов, а у подростка в виде простого расписания.
Например: У ребенка 8 лет с СДВГ, который испытывает сложность сесть за уроки, визуальная опора может выглядеть следующим образом.Здесь важно совместное творчество!
- 14.00- начало уроков
- 14.00-14.30 выполнить три примера
- 14.30-14.45 физкультминутка
- 14.45-15.00 оставшиеся примеры
Можно добавить небольшую пиктограмму, например: 14.30-14.45 физкультминутка
В качестве визуальных подсказок, так же могут выступать электронные планировщики.
Так же ребенку, необходимо создать условия для работы, т.е организовать пространство, удалив ненужный «информационный шум» со стола, учитывая что дети с неустойчивым вниманием, склонны отвлекаться на любые посторонние события и предметы.
Ребенок должен понимать не только, сколько времени он тратит на то или иное задание, но и где он его будет выполнять. На столе не должно быть ничего лишнего, кроме выполняемых предметов, комната должна быть закрыта, что бы ребенок не выходил каждые 5 минут, пока он не сделает определенный сегмент занятия. И несколько слов о режиме. Для ребенка с СДВГ(как, в общем и для любого ребенка) критически важен полноценный ночной сон и прогулки. Ночной сон должен быть не менее 10 часов для детей дошкольного и школьного возраста, для подростка 9 часов. Перед сном, по возможности осуществлять вечерние прогулки.
Дети с СДВГ часто получают нарекания, одергивания от взрослых, что в конечном счете формирует у них отрицательную или очень не стабильную самооценку. В конечном счете, это может привести к возникновению желания, стать в жизни «отрицательным персонажем», а это уже прямой путь к асоциальной личности. В целях защиты от такой ситуации, таким детям может быть полезен «дневник хорошего поведения», в котором ребенок вместе с родителям формирует хорошие поступки и получает за них баллы (помните как у Мюнхгаузена-время совершить подвиг!).
Этот дневник может иметь следующий вид (например, для школьника младших классов):
Понедельник
- Погулять с собакой – 1 балл
- Самостоятельно собрать рюкзак в школу – 1 балл
- Пропылесосить самый грязный угол своей комнаты – 1 балл
- Сходить в магазин по списку – 1 балл
Баллы это «конвертируемая валюта», например 1 балл может равняться 15 дополнительным минутам( в случае школьника)игры на компьютере( в случае подростка 1балл может равняться, например 10 руб.), заработанные баллы ребенок может откладывать или сразу обменять на привилегию. Важно создавать ситуации для ребенка, где бы он мог себя чувствовать успешным и послушным! И не забывать о похвале!
Немного о роли родителей.
Воспитание детей с дефицитом внимания, гиперактивностью, слабостью мотивации и не зрелыми исполнительными функциями, сложная задача и родителям этих детей приходится нелегко, они по-настоящему переживают стрессовую ситуацию и так же порою нуждаются в помощи, как и их дети. И тем не менее важность участия родителей в процессе воспитания детей с СДВГ нельзя переоценить. Именно родители формируют и структурируют учебную и бытовую среду для своего ребенка, именно родители лучше любого специалиста знают своего ребенка, так как проводят с ним 90 процентов времени, никто иной как родители готовы принять и понять своего ребенка и никто иной как родители, могут изменить свои установки, свое мышление, что бы помочь ребенку. Ребенок чувствует когда родители готовы измениться и это помогает ему расти и взрослеть. По опыту работы с семьями, в этой ситуации неплохо работают родительско-детские контракты. Это своего рода обязательства, которые каждая сторона готова соблюдать в спорных, а иногда конфликтных ситуациях. Так же контракты, которые могут быть как устными, так и письменными дают ребенку ощущение включенности родителя в его жизнь. Наконец, контракт, это та отправная точка, с которой начинается взросление ребенка.
Например: Контракт с нашим 8 летним ребенком с СДВГ, который испытывает сложность сесть за уроки, не всегда записывает домашнее задание и слишком увлекается компьютерными играми, может иметь следующий вид.
Ребенок.
- Я начну домашнюю работу в 17.00,
- Мне будет разрешено прекратить домашнюю работу в 18.00,
- С 18.00 до 19.00 – я смогу заняться приятным делом,
- Список приятных дел: игра на компьютере, интернет, прогулка, беседа по телефону, лего и т.д.
Родитель.
- Проверить домашнее задание,
- Обеспечить спокойное его выполнение,
- Ограничить свой контроль в процессе выполнения того или иного задания.
Конечно контракты, могут быть очень индивидуальны, в зависимости от задач, которые семья ставит перед собой. Однако в них всегда должны присутствовать обязанности обоих сторон. Многие родители склонны выполнять полностью задания за ребенка, превращаясь таким образом в «персонального ассистента» и лишая таким образом школьника самостоятельности. А дети с СДВГ склонны перекладывать свои обязанности на других. Иные родители могут совсем отключиться от помощи, полагаясь полностью на самостоятельность ребенка, забывая о том, что детям с «дефицитами» все таки некоторое время нужен «внешний толкатель». Одним словом, везде нужна золотая середина.
Еще один важный момент.
Не превращайте ваши отношения с ребенком только в выполнение контрактов, диаграмм и расписаний.
Обеспечьте досуг! Рутина – важная вещь в жизни любого ребенка. К примеру, зарезервируйте время для семейных вечеров раз в неделю и поиграйте все семьей в настольную игру, или сходите все в кино, ресторан, в конце концов отправляйте своего активного сына каждую субботу с папой поиграть в футбол.
И наконец, последнее.
Дети с СДВГ очень чувствительны к «экранам». Вы и глазом не успеете моргнуть, а ваш ребенок уже, что называется «подсел». Сегодняшние экраны, это в прямом смысле цифровой наркотик и он превращается в настоящее бедствие, особенно для детей с нестабильной психикой. В следующих статьях мы рассмотрим, как помочь семьям не отдавать своих детей экранам на воспитание.
Воспитать ребенка с СДВГ, непростая задача, но в конце концов рядом с Вами окажется интересный, яркий и успешный человек. Так что запаситесь изрядной долей спокойствия и терпения. Это стоит того…
Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее
время и ответим на все интересующие вопросы.
|
Запись онлайн
|