Родители отлично понимают, как важно для ребенка речевое развитие, поэтому всегда внимательно следят за появлением у малышей слов и фраз. Но к сожалению не все взрослые правильно представляют себе этапы развития речи у ребенка и способы, позволяющие устранить проблемы.
Всё чаще приходится встречать родителей, слишком оптимистично оценивающих ситуацию и упускающих драгоценное время.
Хочу привести Вам несколько мифов о речевом развитии.
Миф 1. Пойдёт в детский сад – заговорит.
Некоторые родители уповают на детский сад: дескать, в коллективе кроха быстрее освоит родной язык. Какая-то доля правды в этом есть — оказавшись среди более говорливых сверстников, малыши учатся у них. Но следует учесть, что игры у детей в раннем возрасте в основном предметные, т.е. дети манипулируют игрушками, играют в сенсорные игры (мозаика, кубики, игры-вкладыши, пирамидки) и подвижные игры, которые не предполагают речевого общения между малышами. Соответственно разговаривать детям со сверстниками пока не о чем, тем более, если собеседник молчит. В дальнейшем сверстники таких молчунов перестают брать в совместные игры. А логопед в детском саду занимается с детьми старшего дошкольного возраста. Поэтому, советуем при подготовке ребёнка к саду, позаботиться и о том, чтобы он смог попросить у взрослого о помощи и смог озвучить свои желания и нежелания тоже.
Миф 2. До школы всё равно заговорит, в школе все разговаривают.
Так рассуждают родители, которые никогда не были в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
За речь отвечают определённые отделы коры головного мозга. Согласно материалам Московского института мозга, наиболее бурное увеличение территории вторичных и третичных зон коры отмечается в возрасте 2-3 лет, наиболее сложные лобные области созревают окончательно к 6-7 годам. То есть сенситивный период развития (период активного развития) речи ребёнка от 0 до 6 лет жизни. Из них более активное, лавинообразное развитие речи происходит в возрасте 2-3 лет. Поэтому, чем дольше вы ждёте, когда заговорит ваш ребёнок, тем дольше продлится коррекционный период.
Так же есть вероятность, что ребёнок не сможет осуществлять полноценную коммуникацию с окружающими никогда.
Миф 3. Мой ребёнок пошел в папу, он тоже долго не разговаривал.
По наследству может передаться темперамент или какие-то особенности нервной системы. Речь – это высшая психическая функция, которая по наследству не передаётся. Речь – это вершина развития ребёнка, результат слаженной работы нескольких отделов коры головного мозга. И если Вы видите, что речь малыша не соответствует возрастным нормам, значит нужно незамедлительно обратиться к специалисту.
Возможно, ребёнок не говорит, потому что не понимает вас, то есть нарушено понимание речи при сохранном физическом слухе. В этом случае вам следует обратиться в первую очередь к сурдологу, чтобы проверить физический слух, а если слух в норме, к логопеду.
Миф 4. Мальчики всегда начинают разговаривать позже, чем девочки.
Всё верно, сроки развитие мальчиков и девочек немного отличается, но отличаются они в этом возрасте на недели, а не на месяцы и годы. Этот миф сформировалось из-за того, что дети с речевыми нарушениями примерно в 80% случаев мальчики. Но такая статистика связана не с темпами развития, а скорей с особенностями развития головного мозга.
Миф 5. Он просто ленится разговаривать.
Умение коммуницировать со взрослыми очень облегчает жизнь ребёнку, поэтому это не тот навык, овладев которым ребёнок будет лениться. Ведь ребёнок не ленится ползать, ходить, бегать, хотя этот навык требует более сильного физического напряжения.
Миф 6. У ребёнка «уздечка» короткая, а подрезать, сказали ещё рано.
Короткая подъязычная связка несомненно влияет на речь, но лишь только на её звуковую сторону, т.е. на чистое звукопроизношение. Так же короткая подъязычная связка влияет на полноценное жевание и формирование правильного зубного ряда.
Но! На умение говорить в целом, то есть на возможность произносить слова, словарный запас и связную речь, она не влияет ни как. Обратитесь к специалисту для того, что б он помог определить настоящую причину молчания малыша.
Миф 7. Нам сказали, нужно обращаться к логопеду после 5 лет, раньше бесполезно.
Согласна, если у трёхлетки нет звука Р, то это уже и не миф, а правда. У каждого звука, в соответствии с онтогенезом, есть свои сроки становления, и к 3 годам органы артикуляции могут быть не готовы к произнесению того или иного звука. Но в случае проблем с нарушением речи или отсутствия её – ни в коем случае ждать до 5 лет нельзя. Необходимо внимательно следить за развитием малыша и обратиться к специалисту, если крохе 1.5-2 года.
Миф 8. Если развивать пальчики, появится речь сама.
Влияние пальчиковых игр на развитие речи ребенка сильно преувеличено. Действительно, моторные и речевые зоны в коре больших полушарий мозга находятся рядом. Но связь мелкой моторики и речи лишь косвенная, а никак не прямая. Переоценка значимости игр на развитие мелкой моторики пальцев рук ведет к насильственному внедрению их в жизнь малыша. Развитие речи нельзя ускорить или замедлить с помощью (или при отсутствии) пальчиковой гимнастики. Мелкую моторику обязательно развивать нужно и полезно, это пригодится в школе для красивого письма, но считать такие игры панацеей при задержке речи не стоит.
Миф 9. Достаточно пройти лечение у невролога, и речь появится без логопедических занятий.
Конечно, если ваш малыш молчит, то на это есть причины. Хорошо если они социального характера (недостаток общения, билингвизм в семье, гаджеты и т.д), но если это биологические причины, то без медикаментозной помощи не обойтись. А эффективность результатов в формировании речи возможна только в совместной работе медицинского и педагогического звена: врачей, психологов, дефектологов, логопедов.
Уважаемые родители, помните задержка речи всегда имеет причину, которую должны определить профессионалы, чтобы предложить Вам и ребенку необходимую помощь.
В клиническом центре педиатрии, неврологии и нейропсихологии Наш врач специалисты имеют большой опыт работы с детьми по нарушениям речи.
Услуги
Цены
- Онлайн консультации —
- Невролог —
- Алалия —
- Акалькулия, дискалькулия —
- Аутизм —
- Афазия —
- Гидроцефалия и повышенное внутричерепное давление —
- Головные боли —
- Дислексия —
- Задержка психического развития —
- Задержка речевого развития —
- Заикание —
- Логоневроз —
- Нарушения сна —
- Нейроинфекции —
- Общее недоразвитие речи (ОНР) —
- Расстройство аутистического спектра (РАС) —
- Синдром Аспергера или нарушение развития социального мозга —
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) —
- Субфебрилитеты у детей —
- Тики (тиковые гиперкинезы) —
- Вызов врача на дом —
- Эпилепсия —
- Церебрастения —
- Первичная профилактика нарушений ПР у детей раннего возраста
- Онлайн консультации —
- Алалия —
- Акалькулия, дискалькулия —
- Аутизм —
- Афазия —
- Гидроцефалия и повышенное внутричерепное давление —
- Головные боли —
- Дислексия —
- Задержка речевого развития —
- Заикание —
- Логоневроз —
- Нарушения сна —
- Нейроинфекции —
- Общее недоразвитие речи (ОНР) —
- Расстройство аутистического спектра (РАС) —
- Синдром Аспергера или нарушение развития социального мозга —
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) —
- Субфебрилитеты у детей —
- Тики (тиковые гиперкинезы) —
- Эпилепсия —
- Церебрастения
- Акалькулия, дискалькулия —
- Дислексия —
- Заикание —
- Логоневроз —
- Нейроинфекции —
- Расстройство аутистического спектра (РАС) —
- Синдром Аспергера или нарушение развития социального мозга —
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) —
- Логопед-дефектолог —
- Отделение детей раннего возраста —
- Первичная профилактика нарушений ПР у детей раннего возраста —
- Логопедическая диагностика —
- Занятия с логопедом —
- Занятия с логопедом-дефектологом —
- Логопедический массаж —
- Логоритмика —
- Сказкотерапия —
- Подготовка к школе
- Акалькулия, дискалькулия —
- Дислексия —
- Задержка психического развития —
- Расстройство аутистического спектра (РАС) —
- Синдром Аспергера или нарушение развития социального мозга —
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) —
- Логопед-дефектолог —
- Отделение детей раннего возраста —
- Логопедическая диагностика —
- Занятия с логопедом —
- Занятия с логопедом-дефектологом —
- Логопедический массаж —
- Логоритмика —
- Сказкотерапия —
- Подготовка к школе
- Алалия —
- Акалькулия, дискалькулия —
- Аутизм —
- Афазия —
- Физиотерапевт —
- Дислексия —
- Задержка психического развития —
- Задержка речевого развития —
- Общее недоразвитие речи (ОНР) —
- Расстройство аутистического спектра (РАС) —
- Синдром Аспергера или нарушение развития социального мозга —
- Субфебрилитеты у детей —
- Церебрастения —
- Транскраниальная микрополяризация
- Задержка психического развития —
- Расстройство аутистического спектра (РАС) —
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) —
- Логопед-дефектолог —
- Отделение детей раннего возраста —
- Логопедическая диагностика —
- Занятия с логопедом —
- Занятия с логопедом-дефектологом —
- Логопедический массаж —
- Логоритмика —
- Сказкотерапия —
- Подготовка к школе
- Акалькулия, дискалькулия —
- Дислексия —
- Задержка психического развития —
- Заикание —
- Логоневроз —
- Нейроинфекции —
- Расстройство аутистического спектра (РАС) —
- Синдром Аспергера или нарушение развития социального мозга —
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) —
- Логопед-дефектолог —
- Отделение детей раннего возраста —
- Первичная профилактика нарушений ПР у детей раннего возраста —
- Логопедическая диагностика —
- Занятия с логопедом —
- Занятия с логопедом-дефектологом —
- Логопедический массаж —
- Логоритмика —
- Сказкотерапия —
- Подготовка к школе