В последнее время обеспокоенные родители все чаще обращаются к специалистам из-за чрезмерной увлечённостью детьми гаджетами.
При чём, все отмечают омоложение данной проблемы, когда ребёнок уже в 3 года, может лучше разбираться в телефоне, чем скажем его бабушка. Надо сказать, что по этой теме очень много публикаций и разговоров и уже никто из специалистов, пожалуй, не отрицает, о глобальном масштабе данной проблемы, то что мы называем цифровой мировой эпидемией.
В данной статье будут намечены ключевые моменты, которые помогут родителям чувствовать себя уверенными и компетентентными в ситуации, когда их ребёнку нужна помощь. Ведь первыми экспертами и диагностами имеющейся цифровой зависимости у ребенка являются именно родители и никакой специалист не сможет помочь ему так, как это могут сделать родители.
Важно понимать ранние признаки экранной зависимости и сразу же принимать неотложные меры.
Конечно, есть вещи, которые мы не в силах устранить полностью, например дети уже с 7 лет вынуждены осваивать компьютерные технологии в школе или социальная среда и в первую очередь сверстники, будут оказывать серьезное влияние на ребёнка и формировать у него интерес к гаджетам. И несмотря на это, родители могут регулировать этот процесс, взять ситуацию под свой контроль, причём чем раньше тем лучше и при необходимости противодействовать развитию экранной зависимости.
Чем сегодня живут наши дети?
Итак, чем сегодня живут наши дети, какая их среда обитания? Да, если раньше это были дворы, в которых дети играли в совместные игры, соревновались за звание лучшего форварда по футболу, придумывали, обменивались идеями, то сейчас уже другие приоритеты. В лидерах тот, кто прекрасно знает компьютерную игру Мортал Комбат и играл во все ее части, кто играл в Кальмара или прокачал своего персонажа в игре Brawl Stars.
Сегодня детям нравится продвигаться по виртуальной дороге, участвовать в виртуальных боях с другими игроками, а так же открывать и улучшать новых игровых персонажей с уникальными способностями и характеристиками. Когда дети начинают рассказывать как они играли, сколько врагов они уничтожили, поражаешься их компетенции в области игр. Они знают все. Они эксперты в этой области. Что здесь плохого? К сожалению, дивный цифровой мир, это билет в один конец, он завораживает и околдовывает.
Вы и глазам не успеете моргнуть, как ваш ребёнок откажется от реальности, она перестанет его волновать, сделается скучной и черно-белой. Ведь там по ту сторону экрана, вашего ребёнка ждёт настоящий виртуальный мир добра и зла, который полностью заменяет мир реальный. Ребёнок оказывается в цифровой пещере, капкане и вызволить его оттуда может только взрослый человек, родитель, у которого в руках есть четкий план по спасению. Конечно не все дети столь уязвимы к экранной зависимости, но риск есть даже у полностью здорового ребёнка. Дети с незрелой психикой, признаками гиперактивности и дефицита внимания, особенностями эмоциональной сферы очень быстро становятся жертвами зависимости.
С нейробиологической точки зрения, мозг как бы все время находится в состоянии гипердофаминергической активности. Он постоянно возбуждён. Дофамин, главный нейротрансмиттер нашего мозга, который ответственен за активность, интерес, любопытство, волю, постоянно вырабатывается и его хочется все больше и больше.
Человек, который пребывает в состоянии дофаминовой активности, постоянно ждёт все новых и новых порций дофамина. Например, прокачивая своего персонажа и получая все новые и новые порции бонусного дофамина, он стимулирует центр вознаграждения (находится в среднем мозге), который теперь становится ненасытным.
Что интересно, когда спрашиваешь у ребёнка с экранной зависимостью, что ты будешь делать если попадёшь на неизвестную планету и рядом с тобой не будет телефона, многие дети отвечают, что умрут со скуки. И это так, ведь в этой ситуации у них возникает состояние, которое носит название гиподофаминергия, т.е из за недостатка допинга в виде экрана падает активность дофамина, что проявляется скукой, потерей интереса к жизни, апатией, социальной заторможенностью.
Симптомы характерные для достаточно серьезных психических расстройств. Что ещё интересует сегодня детей, кроме игрового контента. Просмотр роликов YouTube и конечно социальные сети. Это отдельная серьезная тема, которая возможно потребует специальной статьи, ведь только один кибербуллинг требует написание целой главы.
Что должно насторожить родителей?
Ваш ребёнок все чаще и чаще пребывает в своей комнате, реже выходит на свет божий, перестал интересоваться семейными мероприятиями, например совместные прогулки или совместный ужин. У него стало часто прыгать настроение, упала продуктивность в учебе, появилась агрессивность, особенно когда вы его пытаетесь оторвать от телефона. Теперь он практически не расстаётся с телефоном, он с ним в туалете, ванной, на кухне и даже под одеялом. Если он о чем-то и разговаривает, то в основном об играх и о своих достижениях в них. Раньше он любил играть в футбол, посещать секции, а теперь ему там скучно и не интересно. Все эти признаки свидетельствуют, что в ваш дом пришла беда и название ей – экранная зависимость.
Как же помочь? Все очень просто и одновременно сложно, ведь мы имеем дело с зависимостью. Надо набраться терпения и четко следовать алгоритму, именно не сходить с тропы, идти строго по ней, никуда не сворачивать, остановки и тайм ауты допустимы, но ненадолго, главное не сдаваться, будет тяжко, но вашему ребёнку сейчас ещё тяжелее, он в цифровом капкане.
- Давайте начнём с самого простого, что мы в общем то сможем сделать в первую очередь у себя дома, что называется на своей территории. Главное не забывать, никаких резких движений, если сразу попытаться лишить ребёнка экрана и надолго, можем получить синдром отмены в виде ухудшения эмоционального состояния или что похуже.
Да, конечно есть экстремальная цифровая детоксикация, которая предполагает освобождение от планшетов, телефонов и даже телевизора сразу на 4–6 недель, но это не всегда возможно и не со всеми детьми. Итак, попробуем для начала обозначить так называемую зону и время свободную от экрана. К примеру, вы можете договориться с подростком не пользоваться планшетом или телефоном в определенных местах или зонах. Некоторые подростки берут с собой телефон в ванну или туалет, как я уже говорил. Откуда я это знаю? От родителей конечно, а ещё если вы понаблюдаете за молодыми людьми, которые пользуются своими телефонами в вагонах поезда, то отметите очень интересную деталь. Когда они сидят, их спина характерным образом наклонена вперёд, локти опираются на бёдра, а в руках они держит телефон, в результате когда вы идёте по вагонному проему, обязательно при большом скоплении народа, заденете телефон и он и он у них выпрыгнет из рук. Поза характерная. На чем так ещё сидят? Все верно. Кстати говоря, можно предложить вашему подростку, если он передвигается по городу на метро, не пользоваться, к примеру телефоном в течении одной остановки или даже поездки, заменить телефон книгой или прослушиванием музыки, на следующий день не пользоваться телефоном уже две остановки и т. д.
Причём везде важна постепенность. Это кажется сложно, да сила привычки, не поспоришь, но вы увидите как изменится жизнь вашего подростка и ваша то же , когда он сможет управлять своими желаниями и бросить вызов своей зависимости. Итак, вернёмся к ванной и туалетной комнате, значит решили телефоном не пользуемся. Кстати, детям по младше можно повесить на дверь визуальную подсказку, например знак стоп и рисунок телефона. Здесь нужна фантазия. Далее кухня. Та же ситуация. Вы скажите, у меня ребёнок сидит с телефоном в основном в своей комнате. Давайте обозначим, время свободное от экранов, например после 23.00 сдаём телефон, да крик будет страшный, что он или она вас ненавидит, что вы будете прокляты, он вас убьёт, прирежет, закопает и т. д. Но сейчас мы с вами родители, занимаем сочувственно твёрдую позицию и вперёд. Психическое Здоровье ребёнка сейчас в приоритете. Некоторые дети пользуются телефоном под одеялом, помним об этом, вносим эту зону в список свободных от экранов, закрепляем в семейном кодексе. Вот ещё важный момент. Некоторые подростки, не успеют открыть глаза, сразу хватаются за телефон. Не самое лучшее время для мозга, в утренние часы, когда часть нервных клеток ещё не проснулась, будить их таким экстремальным образом, вносим это время, как свободное от планшетов, телефонов и компьютеров. Твёрдо стоим на своём, не отходим от этой позиции ни на шаг.
- Важно дать понять своему ребёнку, что мы на его стороне, мы команда, и сейчас задача научить выдерживать его какое то время обходится без экрана, через некоторое время, когда он или она начнёт себя лучше контролировать, получит больше свободы в своих желаниях. Немного похоже на коррекцию расстройства приема пищи, сначала родители помогают справится подростку и практически кормят его по часам, а затем когда ребёнок обретает контроль, чуть отпускают вожжи, давая ребёнку самому решать чего и сколько он будет есть. Итак, принцип прерывистого общения с экраном. Убедите ребенка, что если он сидит за экраном более 30 мин мозг начинает «светиться». Это не полезно. Нужно прерваться через 30–40 минут, переключиться на другой вид деятельности, только конечно не на другой экран (телевизор или комп). Нужна полная смена деятельности, почитать, послушать музыку, поколотить грушу, просто походить и размяться. В конце концов даже перекус, заставит мозг на время выдохнуть. Если вы дома, не бойтесь напомнить, что пришло время перерыва, наконец поставьте таймер, первое время будет сложно, ребёнок или подросток будет стараться бойкотировать перерыв, ведь если он геймер, игра буквально засасывает, но будьте настойчивы, на кону психическое и эмоциональное здоровье вашего сына или вышей дочери
- Заместительная терапия, хорошая полезная вещь, однако помним, что везде необходимо соблюдать принцип медленного вхождения в холодную воду. Чем можем заменить экраны? Тем же фитнесом, походами, одним словом общением с природой, особенно полезны плавание, костры, а так же семейные ужины, настольные игры, совместные просмотры любимых сериалов. Если ваш подросток более 3–4 часов в день проводит за экраном, нужно постепенно ввести в его «рацион», что-нибудь, что доступно, причём сначала заменить час общение с экраном часом семейных напольных игр, возьмите за правило, каждую среду и пятницу вечером вместо видеоигры, играем в напольную или настольную игру всей семьей. Назовите это время floortime, внесите в ваш семейный кодекс. Уверяю, это будет интересно даже вашему взрослому подростку. Через неделю введите новое «блюдо», например вечером по понедельникам с 21.00 до 22.00 всей семьей вечерняя прогулка. Берите всех, если есть хорошие соседи, пригласите. Чем больше компания, тем она веселее. Главный принцип, постепенно вытеснить экраны живым общением. Вы нужны своим подросткам, намного больше чем экраны. Только не делайте шаг назад, если новое «блюдо» показалась вашему «клиенту» слишком не вкусным, предложите другое, только не останавливайтесь. Будьте улыбчивым и творческим, призовите на помощь весь свой юмор и свою смекалку. Вспомните, как официант с удовольствием кормит своих посетителей, так же и вы, пусть вас не пугает, что вы «кормите» своего ребёнка новыми предложениями, помните аппетит приходит во время еды.
- Конкурсы и викторины, одно из самых мощных противоядий компьютерной зависимости, особенно если у вас семье несколько детей. Обозначьте время, когда вы сможете поиграть с детьми в конкурсы, если есть возможность пригласите друзей. Конечно это больше касается детей до подросткового возраста. Но и для них важна профилактика зависимости, особенно если уже первые звоночки на лицо. Помните? Ваш ребёнок все чаще прячется у себя в комнате, появились признаки раздражительности и даже агрессии, упала продуктивность в учебе, ну и т.д. Никогда не поздно увлечь ребёнка игрой. Дети с рождения творческие люди, только им нужна «пища» для идей. Станьте пробным камнем. Придумайте какие-то конкурсы для компании детей, важно что бы дети почувствовали запах своей успешности, именно в веселой, соревновательной борьбе. Узаконите время, например пятница вечером у вас коллективная игра или викторина. Зовите всех кого можно или играйте со своими детьми. Полет фантазии здесь должен быть огромен. Как только ребёнок начинает придумывать новую игру или викторину, у него в мозге открывается «творческая мастерская». Компьютерные игры становятся не нужны, потому-то что творческая активность ребёнка – это его естественная среда обитания. Где взять коллективные игры, полистайте интернет, там есть, а ещё лучше вспомните своё дворовое детство, помните как вы во дворе придумывали разные игры?
- Вот ещё важно. Обезьяна видит – обезьяна делает. К чему это я? Все просто. Дети смотрят на нас и моделируют наше поведение, поэтому если вы учите детей прекращать играть в комп, а сами при этом сидите уткнувшись в телефон, так наша концепция работать не будет. Начинаем с себя. Начните перестройки собственного мышления, например скажите, а ты знаешь, у меня на следующей недели во вторник , среду и пятницу «цифровой пост». Это значит я не буду торчать в телефоне целый день, только по необходимости. Сделайте это. Важно, чтобы ребёнок видел, что вы с ним в одной команде.
- Ну и наконец цифровая детоксикации. Это по сути лишение ребёнка или подростка всех экранов, включая телевизор, на 4–6 недель. Такой цифровой детокс, можно сравнить с лечением от наркомании. Нужно, что бы гипервозбужденный мозг, вследствие например зависимости от видеоигр, полностью перезагрузился. Что бы ребёнок или подросток покинул свою цифровую пещеру, ему нужны сильные связи с близкими людьми, одним словом, что бы он больше не тянулся к цифровому морфию, он должен себя чувствовать счастливым человеком в отношениях с другими людьми. Здесь важно понимать, что вы способны выдержать эмоциональные реакции ребёнка, быть с ним все это время рядом, вовлечь в такую экстремальную терапию других членов семьи, ну и по возможности использовать те инструменты, которые помогут вам удержаться в этой сложной позиции
- Вы, конечно, вправе возразить, что полностью ребёнка не избавишь от компьютеров, так как есть школа и ребёнок все равно будет в той или иной степени зависим от экранов. Так оно и есть, но на мой взгляд, родительская вовлечённость и активность может сыграть важную роль. Этот вопрос несомненно надо решать не на уровне отдельной школы. Подумайте, в мире бушует цифровая эпидемия, на кону психическое здоровье детей, кому как не родителям решать этот вопрос. В конце концов, вопрос может идти об ограничении использования планшетов в школе, формирования отдельных классов, свободных от использования экранов и. т. д. Возможно даже создания структур на уровне государства, контролирующих использования планшетов в школе, или начать с формирования родительских комитетов, которые будут отслеживать чрезмерное злоупотребление экранами в классах школы. Игра стоит того, ибо проблема слишком серьезная.
Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее
время и ответим на все интересующие вопросы.
|
Запись онлайн
|
Услуги
Цены
- Онлайн консультации —
- Психиатр —
- Задержка психического развития —
- Нарушения сна —
- Расстройство аутистического спектра (РАС) —
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) —
- Тики (тиковые гиперкинезы) —
- Психотерапевт —
- Вызов врача на дом —
- Первичная профилактика нарушений ПР у детей раннего возраста