Перед началом учебного года, совершенно естественно испытывать стресс, как родителям, так и детям.
Сегодня школы предъявляют особые требования семьям, учитывая систему образования, в частности появления новых форматов обучения, которые с одной стороны дают возможность выбора, с другой создают ситуацию непредсказуемости (подходит ли эта конкретная школа или класс моему ребёнку, адаптируется ли он там, не придётся ли потом думать о переводе в другую школу и т. д.). А если мы вспомним, что некоторые дети имеют особенности в поведении или даже некоторые ограничение своих возможностей в обучении, вопрос о подготовке к школе, выборе формата обучения, конкретного класса, стоит особо остро.
Ваш ребёнок так же может быть очень тревожным, застенчивым и для него поступление в первый класс школы, может оказаться действительно серьезным испытанием.
Существует еще множество других факторов, которые могут существенно затруднить адаптацию ребёнка к школе. И несмотря на то, что вас окружают специалисты, которые объективными методами и тестами определят готовность вашего ребёнка к школе и дадут соответствующие рекомендации, единственным экспертом своего ребёнка является родитель, именно он тонко чувствует своего ребёнка, опирается на свою интуицию, именно родитель лучше всех понимает что нужно сейчас ребенку.
Рекомендации для мягкой адаптации к образовательному процессу
В этой статье, я хочу дать некоторые рекомендации, которые смогут помочь вашему ребёнку мягко адаптироваться к образовательному процессу, независимо от его особенностей (дети, имеющие серьезные ограничения в обучении в этом аспекте не рассматриваются), сделать вас результативным родителем и обеспечить дальнейшую перспективу социальной успешности уже взрослого человека.
Важно понимать, что наша концепция успешного и результативного родительства, предполагает полную вовлечённость вас, как главных представителей своего ребёнка в учебный процесс на протяжении всей учебной жизни ваших детей. Даже в ситуации полной занятости родителей, есть возможность установить продуктивный диалог со школой.
Для вас и для ребёнка это новый эмоциональный опыт и прожить его желательно вместе.
Если ваш сын или ваша дочка первый раз идёт в школу, то независимо от того какой это класс, малой наполняемости, компенсаторный, или в нем 30 человек, важно заранее позаботиться о ряде вещей, тем более если ребёнок имеет особенности в поведении, незрелую эмоциональную или социальную сферы.
Давайте начнём с того, что за несколько дней до начала учебного года, по возможности, посетите с ребёнком школьное учреждение, предварительно зарегистрируйтесь на сайте школы, если таковой имеется и познакомьте ребёнка с помещениями, где ему предстоит учиться, это важно как для впечатлительных, тревожных детей, так и для обычных. Экскурсия по территории школы то же не помешает, важно показать ребёнку маршрут по которому он будет ходить в школу, возможно выбрать безопасное место на детской площадке, куда он может спрятаться на перемене, в случае непогоды, или просто побыть один.
Если будет возможность провести знакомство с директором, классным руководителем или психологом, «сосватайте» своего ребёнка, познакомьтесь с ключевыми фигурами школы, важно, чтобы ребёнок знал к кому он может обратиться в случае непредвиденной ситуации. Не забудьте представляться, не стесняйтесь рассказывать школьному персоналу об особенностях своего ребенка (например он одаренный или стеснительный, возможно гиперактивный). Будьте при этом доброжелательны и улыбайтесь, важно создать команду специалистов, которые помогут вашему ребёнку лучше адаптироваться в школе.
Важный момент, возьмите телефоны школы (все возможные) и оставьте свои координаты, например классному руководителю, спросите разрешения можно ли в сложных ситуациях позвонить ей и спросить совета, но не забывайте, хоть школа и несёт ответственность за ребенка, персонал школы не является вашими сотрудниками, поэтому звоните только в особых случаях.
Помните! Если персонал школы видит перед собой хорошо информированного, заботливого и включённого родителя, отношения к вам и ребёнку будет уважительным и внимательным.
Хорошо бы за неделю до начала учебного года, провести с ребёнком генеральную репетицию подъема в школу, научите сына или дочь ставить будильник и вставать точно по звонку, переложите эту ответственность на него (неё), но не забывайте ваша поддержка ещё очень важна. Пусть ребёнок потренируется составлять визуальное расписание своего « рабочего дня» , это хорошо организует и дисциплинирует. Не забудьте погордиться ребенком, за то что он такой взрослый и сам уже отвечает за свою жизнь
Первый год в школе
Первый год в школе, как правило может проходить для вас и вашего и ребёнка довольно безболезненно, однако есть некоторые моменты, на которые вам надо обратить внимание уже в начальных классах школы, что бы в средней и старшей школе они не превратились в серьезную проблему.
Они касаются в первую очередь выполнения домашних заданий, чтения, посещения уроков, соматических реакций.
Выполнение домашних заданий, может стать настоящей мукой и для родителей и для школьника, тем не менее именно родители в тесном сотрудничестве с педагогом могут обеспечить решение этой проблемы. Ваш ребёнок может слишком медленно выполнять задание, витать в облаках, отвлекаться, в конечном счете просто бойкотировать этот процесс.
Поговорите с педагогом (не стесняйтесь), посоветуйтесь, задайте вопросы, например: Сколько мой ребёнок должен тратить время на выполнение домашнего задания? Становится ли незаконченная классная работа домашней? Даётся ли домашняя работа каждый день по каждому предмету? Как я могу заниматься с ребёнком дома?
Важно знать, что домашняя работа (др) не должна быть проектом на всю ночь, с другой стороны именно вы, как родитель должны обеспечить условия для ее выполнения.
Поверьте, есть ли у вашего ребёнка зона для выполнения ДР, нет ли отвлекающих факторов (телевизор, другие члены семьи, видеоигры), есть ли хорошо убранный рабочий стол, необходимые школьные принадлежности, делает ли ребёнок домашнюю работу в одно и то же время, используют ли таймер, перекусывает перед ДР. Если ваш ребёнок категорически не справляется с ДР, возможно у него есть трудности в обучении, поговорите с учителем, спросите, почему раньше вас об этом не оповестили о возможных рисках, если нужно поговорите с директором, узнайте все о политике школы в отношении неуспевающих, возможно вам предоставят тьютора или предложат домашнее обучение по данному конкретному предмету. Не бойтесь предлагать свои стратегии и при этом внимательно слушайте учителя. Если ребёнку светит второй год, возможно есть смысл поменять учителя или перейти в другой класс.
Помните! Вы родитель и вы несёте ответственность за образование вашего ребенка.
И еще маленькое дополнение. Важно не забывать, что дети иногда склонны говорить неправду и пытаться убедить вас, что они все сделали. Пожалуйста, не забудьте проверить домашнее задание и похвалить если оно сделано. Только не надо делать все за ребенка, вы направляющий, а не исполнитель. Если ребёнок бойкотирует выполнение домашнего задания, скажите, что в этом случае его ждут последствия.
А теперь, что касается чтения. Часто родители жалуются, что их ребёнок совсем не читает. А как Вы сами? Любите читать? Есть ли у вас семейный ритуал пойти в выходной день, например в библиотеку или вечером выключить телевизор и всем вместе почитать любимую книгу? Сделайте чтение приоритетом. Даже летом будьте сторонником обучения, а так же семейного чтения. Каждый вечер летом выделяйте время для семейного чтения, а так же тратьте время на повторение математических формул, или других навыков, полученных в течении года.
Помните! Дети смотрят на нас, подражают и моделируют наше поведение.
Синдром головных болей или другие соматические реакции (боли в животе, термоневроз и т. д.)
Вот еще проблема. У некоторых детей в начальной и средней школе появляется, так называемый синдром головных болей или другие соматические реакции(боли в животе, термоневроз и др.). В этой ситуации ребёнок просит вас пораньше забрать его из школы, а то и вовсе пропускает школу. В этом случае можно с классным руководителем и выяснить, нет ли стрессовой ситуации в классе, например громкий учитель, постоянные замечание, издевательства сверстников и т. д. Зачастую соматические реакции, есть не что иное как избегающее поведение, но не всегда, иногда за ними действительно стоит медицинская проблема( правда это бывает не часто). Поговорите с ребенком, выясните что предшествует головным болям (например), на каком уроке они возникают, когда проходят. Если вы не находите медицинских оснований для соматических реакций, и ребёнок просто стремиться пропустить урок, разъясните ему, что учеба в школе основная работа вашего ребёнка и вы хотите, чтобы он преуспел в этой работе, а хорошие оценки и посещаемость являются факторами успешности и досрочного завершения учебы.
Если у ребёнка есть проблемы с поведением (гиперактивность, дезорганизованное поведение), поговорите об этом с учителем перед началом учебного года, выясните есть ли у школы возможность предоставить вам тьютера, далеко не все школы это могут. При необходимости предоставьте необходимые медицинские документы. Поговорите с психологом, обязательно заручитесь сотрудничеством с ним, попросите, что бы он сообщал о возможных трудных ситуациях, связанных с поведением ребёнка, попросите разрешения звонить ему. Обязательно оставьте свои координаты, спрашивайте мнение психолога и классного руководителя о случившихся ситуациях, не бойтесь просить о помощи. Если вашего ребёнка наблюдает психотерапевт или психолог, создайте команду в которую будут входить директор школы, классный руководитель, школьный психолог и психотерапевт вашего ребёнка. Пусть, по возможности, психотерапевт и школьный психолог будут на связи друг с другом, обмен информацией между специалистами, сделает общение более продуктивным, а помощь ребёнку эффективной.
Часто дети с гиперактивностью имеют проблемы с настроением и потому получают различные препараты. В этой ситуации целесообразно поддерживать связь с медицинским персоналом школы, при этом важно что бы лекарства находились в медицинском кабинете и ребёнок принимал их из рук медицинской сестры, когда он находится в школе.
Поговорите с медицинской сестрой, покажите необходимые документы, спросите готова ли она помочь вам в этом вопросе, разрешено ли хранить лекарства в медицинском кабинете и т. д. Далеко не все школы будут готовы давать препараты, особенно если это психотропные лекарства.
Дети с расстройством настроения, поведенческими нарушениями, часто нуждаются в командном подходе, тактика коррекции поведения в домашних условиях, выработанная родителями совместно с психотерапевтом, по возможности должна быть экстраполирована и в условия школы. Например, дома у ребёнка с поведенческими нарушениями заведена поощрительная система в виде карточек. Поговорите с классным руководителем вашего ребёнка, а ещё лучше попросите это сделать психотерапевта, если таковой имеется в вашем распоряжении. Сделайте несколько школьных бонусных карточек, скажем «Поднимал руку», «Не перебивал учителя», «Не отвлекал других детей», пусть ребёнок отнесёт их в школу, покажет учителю ( например, по математике) и если задачи выполнены, учитель ставит подпись на другой стороне карточки и ребенок несёт корточки домой и получает за них бонусный приз (например звездочку).
Средние и старшие классы
Ну, а теперь поговорим о средних и старших классах, как говорится маленькие детки, маленькие бедки, а чем старше ребенок, тем серьезнее могут быть проблемы, которые мы не увидели раньше. Одним словом наше родительское участие в жизни детей, которые уже вышли из возраста первоклашек, становится, как это не странно прозвучит, ещё более активным и экспертным. Только теперь проблемы немного изменились, наши дети то же изменились, неизменно только одно: мы с вами как родители, должны остаться все теми же экспертами, включёнными в жизнь наших детей и диалог со школой. По-другому не получится.
С чем нам приходится сталкиваться в средней школе, да и старшей то же. Поиск своего места в социуме, друзья, подруги, прогулы, компьютерные зависимости и конечно же романтические связи и к сожалению, сексуальные домогательства.
Во всех этих ситуациях, вам надо оставаться хладнокровным, конструктивным и продолжать сотрудничать со школой
Иногда в возрасте 11–12 лет, а то раньше, вы вдруг понимаете, что ваш до недавнего времени покладистый и милый ребёнок, вдруг превращается в «нечто». Вы слышите грубость, хамство, агрессивные или матерные высказывания, видите вызывающую одежду и т. д. Что-то происходит. Переходный возраст, скажите вы. Возможно. Но, к сожалению не редко так бывает, что за этим могут стоять и более серьезные проблемы. Например, психическое расстройство, или «влияние» сверстников. В любом случае оставаться нам, родителям в стороне не приемлемо. Поговорите с ребенком, выясните, кто у него друзья, ни в коем случае не отстраняйтесь. Если речь идёт о друге или подруге, скажите, например «Никто не любит, когда ему говорят с кем лучше дружить, поэтому мое решение тебе скорее всего не понравится, но у тебя возникли проблемы в школе, с тех пор как ты связался с этим парнем. Это неприемлемо. До тех пор, пока у тебя не завязалась эта дружба, школа была самой важной частью твоей жизни, ты вёл себя адекватно, трудился и приносил хорошие отметки. Я хотел бы, что бы ты снова обрёл это позитивное и продуктивное отношение». Говорить нужно спокойно, когда и родитель и подросток держит себя в руках. Примете решение. Вы родитель, некоторые решения принимать вам.
Прогулы, ещё одна проблема, которая начинает активно о себе заявлять в средней школе, когда ваш уже довольно взрослый ребёнок, начинает опаздывать на уроки, приносить двойки, или что ещё хуже бойкотировать учебу. Причин для этого много, для нас важно, чтобы это не вошло в привычку, иначе в старших классах с этой проблемой уже сложно будет что либо сделать.
Обязательно обсудите это. За частую, мы слышим в ответ, что « хождение в школу или выполнение домашнего задания это пустая трата времени и я не понимаю зачем мне это нужно, в жизни это все равно не пригодится». Дайте ребёнку понять, что школа важна, и прогулы или опоздания недопустимы, аргументируйте это, посчитайте с подростком (им это нравится) во что выливаются его прогулы и опоздания, например: пятнадцать минут в день, пять раз в неделю равны 75 потерянным минутам каждую неделю, 75 минут в неделю равняется 300 минутам или 5 часам в месяц. Конкретика важна. Может быть ваш ребёнок поймёт, почему он получает плохие отметки и что стоит за его нежеланием ходит в школу.
Сообщите о своих намерениях ввести штрафные санкции, например: за каждые 9 пропущенных уроков, вычтите это время из отведённого ему время общения с телефоном. Однако не забывайте вознаграждать, если его поведение улучшиться.
Помните! Вы не враг своему ребёнку. Делайте все, чтобы сохранить добрые отношения, разговариваете, спрашивайте, оспаривайте и убеждайте.
Тебе понятна информация, которую преподают на уроках? Помогает ли тебе учитель, когда что-то непонятно в классе? Ты хорошо понял задание? Даёшь ли ты учителю понять, что у тебя возникли трудности? Давай каждый вечер будем находить время, когда мы можем спокойно обсудить и решить в чем заключаются твои проблемы. Я здесь, чтобы помочь. Я хочу знать, что происходит, для меня важно понять в чем твои трудности. Может ты, я и учитель решим проблему и школьная жизнь для тебя станет менее напряжённой. Такая включённость родителя в школьную жизнь, даёт вашему ребёнку чувство заботы и защищенности.
Травля и сексуальные домогательства
И ещё немного о сложном. Травля и сексуальные домогательства. В последнее время родители часто об этом сообщаю, причём травля, издевательства, остракизм встречаются в средних классах, а сексуальные провокации в более старших классах школы. Как правило позиция школы по отношению к травле и домогательствам, это абсолютная нетерпимость. И последствия серьёзны. И все же родителям лучше быть на стреме и понимать свои права. Заранее поговорите со своим сыном или дочерью, что никто не имеет права запугивать или издеваться над ним (ней), что она (если речь идёт о девочке подростке) никогда никому не должна позволять трогать ее. Если факт домогательства или издевательства будет на лицо, позвоните классному или директору, сохраняйте хладнокровие, не позволяйте случившемуся пройти мимо. Идите в школу буквально на следующий день и не перекладывайте этот вопрос на плечи ребёнка. С другой стороны, ваша дочь, должна научится справляться с трудностями, чтобы сказать обидчику, что бы он не беспокоил других учеников. Хорошая идея – разыграть с ребенком ролевую игру, и выработать стратегию как лучше реагировать в экстремальной ситуации. Практикуйтесь, дайте понять своей дочери, что вы не потерпите такого поведения со стороны другого подростка и поддержите ее. При необходимости требуйте повторной встречи с директором или классным руководителем, добейтесь гарантий, что такого больше не повториться. Возможно потребуется встреча с родителями другого ребёнка или подростка.
Что касается романтических связей, то как родители мы должны понимать, что отношения между мальчиком и девочкой начинаются раньше, чем когда-либо прежде, поэтому не будьте наивными в отношении того, что дети могут делать в наши дни.
Особенно если речь идёт о вечеринках, выпускных и других совместных мероприятиях, которые собирают подростков вместе. Будьте на чеку. Если, например, ваша дочь подозрительно тщательно готовится к тусовке, обсуждает макияж, кто с кем будет танцевать на выпускном и т. д. Свяжитесь со школой, убедитесь, что на мероприятии будет достаточно сопровождающих или других родителей, что бы вы чувствовали себя комфортно. Обсудите со своим подростком все возможные сценарии и скажите, что вы будете на расстоянии одного телефонного звонка. При необходимости сами сопровождайте мероприятие, это очень не понравится вашему подростку, так как он (она) будет неловко чувствовать себя перед друзьями.
Но помни! Чем больше ты включен, тем лучше и безопаснее будет «танец».
И ещё одна маленькая вишенка на торте.
Участвуйте в школьной жизни, даже если вы целый день заняты, поддерживайте диалог со школой, предупреждайте, что не сможете быть на родительском собрании, спрашивайте у других родителях о новостях, заранее просите, что бы вас отпустил начальник на школьное мероприятие или просите коллегу, что бы она вас подменила и не забывайте про волонтерство.
Многочисленные исследования, показывают, что участие родителей в жизни школы мотивирует детей к успехам и достижениям, сильнее, чем полный надзор над выполнением домашних заданий.
Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее
время и ответим на все интересующие вопросы.
|
Запись онлайн
|
Услуги
Цены
- Онлайн консультации —
- Психиатр —
- Задержка психического развития —
- Нарушения сна —
- Расстройство аутистического спектра (РАС) —
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) —
- Тики (тиковые гиперкинезы) —
- Психотерапевт —
- Вызов врача на дом —
- Первичная профилактика нарушений ПР у детей раннего возраста
- Задержка психического развития —
- Расстройство аутистического спектра (РАС) —
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) —
- Логопед-дефектолог —
- Отделение детей раннего возраста —
- Логопедическая диагностика —
- Занятия с логопедом —
- Занятия с логопедом-дефектологом —
- Логопедический массаж —
- Логоритмика —
- Сказкотерапия —
- Подготовка к школе
- Акалькулия, дискалькулия —
- Дислексия —
- Задержка психического развития —
- Заикание —
- Логоневроз —
- Нейроинфекции —
- Расстройство аутистического спектра (РАС) —
- Синдром Аспергера или нарушение развития социального мозга —
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) —
- Логопед-дефектолог —
- Отделение детей раннего возраста —
- Первичная профилактика нарушений ПР у детей раннего возраста —
- Логопедическая диагностика —
- Занятия с логопедом —
- Занятия с логопедом-дефектологом —
- Логопедический массаж —
- Логоритмика —
- Сказкотерапия —
- Подготовка к школе